Из сводки ИНФО ОГПУ № 1 о политическом настроении сель[ской] интеллигенции Украины и Смоленской губ. по состоянию на 1 января 1929 г.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1929.01.01
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 2. стр. 830-838
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 7. Д. 523. Л. 10—23. Заверенная копия.

№ 325

Украина

Учительство

Политическое настроение учительства характеризуется следующими моментами: 1) Ростом за последнее время «крестьянских» настроений учительства, в связи с проведением на селе госкампаний. 2) Ростом антисемитских и шовинистических настроений. 3) Ослаблением участия учительства в общественной работе. 4) Усилением связи части сельинтеллигенции с кулацко-зажиточными элементами деревни и 5) Проявлением резкого недовольства в связи с материальным положением и продовольственными затруднениями.

Отношение учительства к госкампаниям

и крестьянские настроения

Хлебозаготовки и сбор налога вызвали со стороны части учительства недоброжелательное отношение, а в ряде случаев и активное противодействие, путем агитации против сдачи хлеба, налога и т.д.: «Соввласть душит крестьянство налогами. Деревня стонет под коммунистическим ярмом» (Кременчугский округ). «Не сдавайте хлеба по хлебозаготовкам» (Артемовский округ). Среди сельского учительства довольно широко распространены «крестьянские» — кулацкие настроения. С другой стороны, более многочисленные группы учительства, сознавая необходимость проведения кампаний, все же не принимали участия в них, боясь обострения отношений с крестьянством и потери авторитета среди крестьян.

Каменецкий округ. Смотричский район. Учитель с. Черчи Гунчаек агитирует среди крестьян: «Сдавать хлеб по заготовке не следует. Селянин не такой дурак, чтобы снова сеять хлеб. Хлебозаготовки — это грабеж. Снова возвращается 1920-й год».

Волынский округ. Пулисский район. Учителя с. Курное Кравчун и Шендеровский призывают крестьян; «Хлеб следует задерживать и ожидать высоких цен, а в крайнем случае сдать его частнику».

Кременчугский округ. Крынковский район. Учитель района, обсуждая вопрос о хлебозаготовках, заявляет; «Политика хлебозаготовки неверна. Власть доведет до озлобления массу, особенно середняков».

Учитель Починок в группе крестьян, обсуждая вопрос о налоге, говорит: «Налог непосилен, экономический рост сельского хозяйства идет на убыль, у крестьян отпадает заинтересованность в улучшении своего хозяйства».

Учительница Михайлова, указывая на тяжелое положение села, говорит: «До каких пор с бедных крестьян будут драть шкуру? Налоги слишком большие. Деревня стонет под коммунистическим ярмом».

Шепетовский округ. Учитель Полищук в группе крестьян говорит: «Теперь все недовольны соввластью. Крестьяне говорят, что для них настало время хуже крепостного права».

Белоцерковский округ. Кошеватский район. Группа учителей района в беседе о налоге отмечала; «Соввласть каждый год меняет свою политику и ищет как бы получше ободрать селянство. Властвует рабочий класс и его поощряют, а селянина давят и с ним совершенно не считаются». В Сквирском районе по поводу налоговой политики несколько учителей высказывалось: «Беднота — лентяи, они ничего не делают и потому ничего не имеют, а хорошему хозяину приходится за них платить налог».

3иновьевский округ. В Братском районе учитель Фигин среди крестьян открыто ведет агитацию: «Крестьянство переоблагают налогом. Нам не надо молчать, потому что нас задушат».

Нежинский округ. В беседе о положении крестьянства в связи с налогом учитель Веркиевского района заявил: «Крестьянство обирают. Служащие в городах ничего не делают, в то время, как крестьянин день и ночь трудится».

Факты такого рода агитации, направленной непосредственно против кампаний, зафиксированы по всем округам Украины. Антисоветски настроенная часть учительства широко развернула антипартийную, антисоветскую и пораженческую агитацию, распространяя провокационные слухи и т.п.

Артемовский округ. Славянский район. В с. Богородичное учитель Колесник в беседе с крестьянами заявляет: «Соввласть усиленно запасает хлеб для ведения войны. Капиталисты уничтожат коммунистов и мы скоро избавимся от Советской власти».

Бердичевский округ. Учитель Волкотрубовской школы Конинский говорит крестьянам: «Власть собирает хлеб для войны и для отправки за границу в счет уплаты царских долгов».

Зиновьевский округ. Учитель с. Тарасовка Дьяченко говорит: «Война неизбежна, капиталисты усиленно вооружаются, и вряд ли Россия может выдержать напор врагов».

Артемовский округ. Учитель Колесников заявляет среди крестьян: «Как бы Красная Армия ни была сильна, в случае войны она не сможет устоять, да и внутренняя контрреволюция спать не будет. Соввласти нечего надеяться на благоприятный исход. Пусть коммунисты скорее зарываются в землю».

Вместе с этим антисоветская часть учительства разжигает антигородские настроения среди крестьян заявлениями: «Все, что выжимается из крестьян, идет на рабочих и служащих», призывая «отказаться от земли, требовать уравнения с городом, а в случае необходимости не остановиться и перед восстанием» (Тульчинский округ). В своей работе учительство нередко оказывало прямую поддержку кулакам и зажиточным. Поддержка эта выражается в составлении жалоб и заявлений на якобы неправильное налогообложение, содействии в укрытии хлебных излишков и т.д.

Одесский округ. Заведующий школой с. Александровки Топчиев, ведя агитацию против хлебозаготовок, прятал на чердаке школы хлеб зажиточных крестьян [...]

Общественная работа и учительство

Повсеместно отмечается снижение участия сельинтеллигенции в общественной жизни села. Это явление зафиксировано в 30 округах Украины. Причина этого явления — боязнь учительства потерять авторитет у крестьянства, т.к. общественная работа учителя неизбежно связана с необходимостью принять участие в проведении всевозможных кампаний. По поводу последнего учителя высказываются: «Если принимать участие в проведении кампаний, то наберешь себе врагов среди крестьянства, а это опасно сейчас». Частичный отход от общественной работы имеет место и у части советски настроенного учительства, боящегося преследования со стороны кулаков. В Артемовском округе имел место случай избиения учителя кулаками за то, что учитель оказывал содействие проводимым кампаниям.

Шепетовский округ. Учитель с. Каленичи Кондратюк в беседе с другими учителями о проводящихся кампаниях говорит: «Учительство должно отказаться от участия в проведении различных кампаний. Проводя эту работу, приходится терять свой авторитет у крестьянства».

Нежинский округ. Учителя с. Носовки говорят о своем участии в общественной работе: «Помогать власти в общественной работе страшно, т.к. скоро наживешь врагов среди местного населения и подорвешь свой авторитет».

Зиноеьевский округ. Общественная работа среди учительства почти замерла. Даже советски настроенная часть учительства почти не занята общественной работой. В с. Федосиевке учителя Дмитриев, Гора и Штундер, ранее участвовавшие в общественной работе, сейчас отказываются, говоря: «Если принимать теперь участие в проведении кампаний, то станешь врагом крестьян, а это опасно».

Связь сель[ской] интеллигенции с кулачеством и духовенством

Антисоветски настроенная часть сельинтеллигенции, будучи связанной с кулацко-зажиточными элементами деревни, живо реагирует на экономическое и политическое ущемление кулака и зачастую выступает в защиту интересов кулачества. Наиболее ярко это выявилось в процессе проведения налоговой и хлебозаготовительной кампании, когда учителя выступали с агитацией против кампаний и пытались организовать срыв их. В результате связи части учительства с кулаками имеет место искажение классовой линии в смысле укомплектования школ детьми кулаков и духовенства и игнорирование детей бедноты.

Отмечается пособничество учительства проводимой духовенством антисоветской и религиозной пропаганде (Нежинский и др[угие] округа).

Религиозность большого числа учителей переносится ими в среду учащихся, которые под их влиянием посещают церкви, прислуживают попам, поют в церковном хоре, заявляя, что «если у нашей заведующей школой есть иконы, то почему же нам не ходить в церковь?». По вопросу о религиозном воспитании учащихся среди учительства отмечены такого рода заявления, что «религия является духовной пищей для ребенка, которую теперь нечем заменить».

В Одесском округе заведующая Овиднопольской школой Лебедева заявила: «Для того, чтобы взять у ребенка религию, надо дать взамен что-либо другое, а у нас нет ни навыков, ни литературы, ни окружения. В прошлом ребенок находил духовную пищу в книгах Ветхого завета, а теперь если взять Сейфулину с ее «правонарушителями», то мы не создадим безбожников, а развратим наше будущее».

Нежинский округ. Носовский район. Коллектив учительства с. В. Девица тесно связан с местными попами. Последние настолько подчинили своему влиянию учительство, что отдельные учителя активно содействуют попам в антисоветской работе.

Артемовский округ. Завед[ующий] Гришинской семилеткой Панов связан с кулаками, торговцами и попом. При укомплектовании школы Панов набирал почти исключительно детей торговцев и кулаков. Дети бедноты в семилетку приняты не были.

Черкасский округ. Учительница хут. Хвилевого Нестеровская имеет тесную связь с кулачеством и является кулацким адвокатом в деле освобождения кулаков от налога. Нестеровская разъясняет кулакам, что «власть не имеет права навязывать займы» и т.д.

Проскуровский округ. Учитель с. Буцмы Деканюк, быв. псаломщик, поддерживает тесную связь с кулаками и антисоветским элементом. Деканюк в своей работе учителя оказывает предпочтение детям зажиточных и кулаков.

Бердичевский округ. Среди сельского учительства наблюдается связь с духовенством, сопровождаемая совершением религиозных обрядов. В с. Игнатовка учительство крестило своих детей.

Кременчугский округ. Жовинский район. Учителя района тесно связаны с кулаками и духовенством. Учителя Цыбенко, Анчкович, Беляев, Безуглый и другие все время пьянствуют с кулаками и проводят время в их обществе и т.д.

Недовольство материальным положением и недостатком хлеба

Проявления резкого недовольства материальным положением и недостаточным хлебоснабжением отмечаются даже в части лояльно настроенного учительства. Недовольство учительства фиксируется почти во всех округах Украины. На прошедших учительских конференциях учительство выдвигало вопрос о систематическом снабжении его хлебом через кооперацию, дабы избежать необходимости обращаться за хлебом на частный рынок и к кулаку.

В Волынском округе учительство говорит: «На учительское жалование невозможно покупать хлеб у частников. Безобразие, что кооперация не отпускает учителям хлеба». В ряде округов, в частности в Артемовском, фиксируется значительное недовольство учительства низкой заработной платой, причем имеют место тенденции к отказу от работы, организованному требованию надбавки зарплаты: «Советская власть эксплуатирует нас за гроши, а требует очень много. Надо заявить, что мы не хотим работать за такую плату». Антисоветская часть учительства моменты недовольства и продзатруднений использует для агитации и распространения слухов о «голодных бунтах в Киеве», о «вывозе всего хлеба за границу» и т.д.

Нежинский округ. Учительница Пинчук говорит среди учителей: «В Киеве голодные бунты, рабочие выступают с лозунгами «хлеба»».

Одесский округ. Тарасо-Шевченковский район. Учительство выражает недовольство материальным положением, говоря: «Видно, придется голодать потому, что на 49 руб. не проживешь, когда пуд муки стоит 12 руб.».

Проскуровский округ. Среди сельских учителей имеется недовольство, связанное с продзатруднениями. Учитель с. Гришки Ременяк Константин, связанный с кулаками, говорит: «Крестьяне получили тяжелый урок во время хлебозаготовок, естественно, что отказываются от продажи хлебных излишков».

Тульчинский округ. Учитель Мазуровской школы Осипчук, возмущаясь продзатруднениями, говорит: «В России нет хлеба, и это наши достижения на 12-м году революции. Крестьянство разуверено в возможности хорошей жизни при соввласти».

Белоцерковский округ. В Доме просвещения при Союзе Работпроса группа учителей высказывалась: «До чего мы дошли. Дороговизна отчаянная, хлеба и сахара нет. Москва снабжается в первую очередь, а вся остающаяся пшеница вывозится за границу в уплату долгов, мы же здесь голодаем».

Смоленская губ.

Учительство. Засоренность состава

Состав учительства Смоленской губ. в значительной степени засорен антисоветским и классово-чуждым элементом. Значительная засоренность учительства социально-чуждыми элементами вызвала за последнее время рост антисоветских проявлений со стороны его. Среди учителей, обслуживающих сельские школы, имеется большая прослойка быв. офицеров, торговцев, попов, детей помещиков и кулаков и лиц, лишенных избирательных прав. Эта прослойка учительства, отказываясь от участия в общественной жизни села, выступает с агитацией против текущих кампаний в деревне, критикуя политику партии в отношении крестьянства и заявляя, что «политика соввласти в деревне мучает крестьян» (Вяземский у.). Участниками такого рода выступлений являются преимущественно учителя с антисоветским прошлым, связанные с кулацко-зажиточной частью деревни и т.д. Особенно засорен состав учителей Смоленского

у., где в некоторых школах учительский персонал во главе с заведующими школ целиком состоит из людей с антисоветским прошлым.

Смоленский у. Демидовская вол. Заведующий школой Ляхов И. — сын купца 2-й гильдии, быв. крупный торговец. В 1923 г. исключен из Московского университета, ныне имеет крупное хозяйство и собственный дом. Его заместитель Цибельский А.М. — быв. эсер. Учитель Кожечкин — домовладелец, антисемит, имеет крупное хозяйство, не принимает никакого участия в общественной работе. Учительница Якимович Ю.Я. — дворянка, дочь польского помещика.

Монастырщенская вол. Заведующий Досуговской школой-семилеткой Столяров — быв. эсер. В 1925 г. учительствовал в Монастырщинской вол., откуда был вычищен за антисоветскую деятельность. Учительница данной школы Маслова-Меренова окончила Институт благородных девиц, быв. помещица, выселенная в 1928 г. из имения Алехново. Лишена избирательных прав. Учитель данной школы Залесский — сын священника, лишен избирательных прав. Учитель Строганов — быв. офицер, антисоветски настроенный.

Краснинская вол. Учитель Трояновской школы Чернюгов Г.В. — зажиточный крестьянин. В прошлом был монахом, затем впоследствии был попом. Ныне имеет кулацкое хозяйство.

Монастырщенская вол. Заведующий Соболевским техникумом Попов — сын священника, антисоветски настроенный. Снял с работы обществоведа-крестьянина и передал преподавание обществоведения быв. архиерею Извекову. Извеков окончил высшую духовную академию, служил архиереем и ныне преподает в техникуме исторический материализм.

Демидовская вол. Учительница Луговской школы Колзунова-Скачковская — дочь крупного мельника. В 1919 г. была приговорена к расстрелу за убийство одного партийца, но расстрел был ей заменен 10 годами тюрьмы и затем амнистирована. В 1923 г. поступила в Луговскую школу.

Ярцевский у. Ярцевская вол. Учитель Коровинской школы Тарутько Т.А. — зажиточный, сын полицейского. Лишен избирательного права.

Вяземский у. Артемовская вол. Учитель Бахтеевской школы Доронин — быв. торговец, самогонщик. Караваевская школа того же у. Учителем школы является Соколов И., до 1918 г. в с. Караваеве был попом.

Аналогичные факты засоренности учительства в той или иной степени отмечены во всех уездах Смоленской губ.

Антисоветские проявления среди учительства

Ряд антисоветски настроенных школьных работников, будучи связан с кулацкой верхушкой деревни, ведет активную антисоветскую работу, группируя вокруг себя учеников — детей кулаков, попов и пр. Эта часть учительства преследует бедняцко-батрацкое ученичество и подвергает травле учеников-общественников.

Смоленский у. В Качановской школе заведующий школой Пригоровский, быв. белый, обострил отношения с учителем Войтковским, имевшим большой авторитет среди учеников. В результате преследования Войтковского последний вынужден был уйти. Когда учащимся стало известно об отъезде Войтковского, они организованно просили губОНО и уком ВЛКСМ оставить Войтковского. Так как он все же не был оставлен, то учащиеся в день отъезда прекратили занятия, организовали под руководством ячейки ВЛКСМ демонстрацию и с пением революционных песен отправились на вокзал провожать Войтковского. Об этой демонстрации был поставлен в известность волком КП и ВЛКСМ, и последние никаких мер к предотвращению ее не приняли.

Рославльский у. Шумячская вол. Учителя сельской школы: Голубович — сын кулака, Котляров — быв. офицер, сын полицейского урядника, Галемский — быв. юнкер, совместно с быв. эсером Николаенковым и быв. чиновником Хамцовым систематически ведут антисоветскую работу, организуя травлю учителей-общественников, травят учеников-комсомольцев и пионеров. Учитель Голубович сорвал с пионера Черниловского пионерский галстук, вытер им доску в классе, заявив: «Не нужно носить этот собачий ошейник, с него пользы мало, им можно лишь удавиться». Учитель Котляров при поездке с экскурсией в Ленинград говорил: «Я еду в тот город, который недостоин носить имя проходимца Ленина». Учитель Галемский на школьном собрании говорил: «Вавилонская башня, созданная соввластью за 10 лет, рухнет. Советская власть погибнет. В СССР нет свободы. В Германии есть свобода слова и печати».

Бельский у. Учитель Монинской школы Ланин среди учеников отзывается о бедняках: «Батраки — это не ученики, им не учиться, а заниматься грязными делами в деревне, да скот в поле гонять».

Нелидовская вол. Учитель Кутеевской школы Шупиков систематически издевался над учеником — сыном бедняка Михайловым, высмеивая его, оскорбляя и т.д. В результате Михайлов перестал ходить в школу.

Кулацкие настроения учительства

На учительских собраниях и конференциях при обсуждении вопроса об очередных политических задачах по работе в деревне отмечены многочисленные случаи выступления учителей с критикой линии партии в деревне. Эти выступления «в защиту крестьянства» имеют явно кулацкий оттенок и в отдельных случаях приводили к срыву собраний.

Смоленский у. Монастырщенская вол. В с. Егорьеве при проведении самообложения на собрании крестьян выступил учитель Залесский. После выступления Залесского, направленного против самообложения, собрание было сорвано.

Краснинская вол. На учительском собрании выступил учитель Захаров с заявлением: «Правительство скверно делает, что с/х налогом не дает развиваться сельскому хозяйству. Чуть хозяйство поднимается, его сейчас же начинают прижимать налогом».

Вяземский у. Ассуйская вол. На учительской конференции выступил учитель Шустров, заявивший, что «все сводится на нет. Советский Союз разоряется. В с/х политике виноваты верхи, которые дают директивы, а низы, боясь отклонения, жмут еще больше. Налоговая политика в нынешнем году оставляет по одной корове в хозяйстве. Это позор, а не строительство. Крестьянство озлоблено и дойдет до волнений. В ЦК и Политбюро имеются резкие расхождения между Калининым, Рыковым и Бухариным».

Семлевская вол. На конференции учителей волости учитель Переслегин заявил: «Против соввласти идет не только все крестьянство, но и поголовно вся беднота. Кроме учителя, за мужика некому заступиться». В с. Митьково на заседании сельсовета выступил учитель Васильев И.В., быв. офицер, с заявлением: «План проведения посевной кампании совершенно неправильный. Население деревни увеличивать посевную площадь не будет, т.к. слишком тяжелый налог. Большинство хозяйств продает последний скот».

Учительство и общественная работа

Почти повсеместно по Смоленскому у. наблюдается стремление сельского учительства уклониться от участия в общественной работе деревни. Учительство, недовольное зарплатой, выдвигает в качестве условия своего участия в общественной работе оплату ее и повышение материального обеспечения учительства вообще. В кампании по распространению займа индустриализации школьные работники принимали слабое участие и во многих случаях отказывались от какого бы то ни было участия в проведении кампании.

Моменты разложения учительства в быту

Зафиксированы многочисленные случаи пьянства и хулиганства отдельных учителей, дискредитирующих себя перед населением. Нередки случаи, когда крестьяне требовали снятия с работы учителей, скомпрометировавших себя систематическим пьянством и хулиганством. На собрании крестьян в одной деревне было вынесено постановление; «Ввиду беспрерывного пьянства учителя обязать крестьян не давать учителю самогона».

Смоленский у. В Павлиновской вол. в отношении учителя, систематически пьянствующего и неоднократно пытавшегося насиловать учениц-подростков, крестьяне вынесли постановление о снятии его с работы.

Вяземский у. Подгорная вол. В дер. Лобаново учитель Семенов, напившись на религиозном празднике, ходил пьяным по улице, отплясывая под гармошку и распевая бессмысленные песни.

Рославльский у. Корсиковская вол. Учитель Ширковской школы систематически пьянствует и беспросыпно валяется на улице деревни. Крестьяне вынесли постановление не давать учителю Константинову самогона.

Смоленский у. Пригородно-Ельнинская вол. Учитель Передельниковской вол. Лизунов И.В. был привезен к ВИКу до полусмерти пьяным. Ругаясь и хулиганя, Лизунов заставлял крестьян качать себя.

Религиозные проявления учительства

Среди отдельных школьных работников зафиксированы проявления религиозности, причем в отдельных случаях учителя не только сами посещают церкви, выполняют религиозные обряды, но и привлекают к этому детей и даже нелегально преподают в школах закон божий.

Смоленский у. Монастырщенская вол. Учительница Гостимлевской школы Машкова систематически посещает церковь. На диспуте выступала совместно с попом в защиту религии. В школе учит детей молиться богу.

Переснянская вол. Учительница Лобковской школы Иванова систематически посещает церковь, поет на клиросе.

Вяземский у. Батюшковская вол. Заведующая Будаевской школой Легкая М.П., когда умерла ее мать, пригласила на похороны духовенство и учащихся школы и заставила их выполнять религиозные обряды.

Отношение учительства к смоленским событиям154

Антисоветская часть сельского учительства мероприятия по оздоровлению смоленского советского и партийного аппаратов и вскрытие ряда злоупотреблений в деятельности тех или иных советских работников восприняла как начало дискредитации партийного руководства вообще. Ряд учителей, злорадствуя по поводу снятия с работы и арестов отдельных коммунистов, заявляли: «Теперь мы добьемся демократии, теперь мы поговорим, навязывание фракций теперь невозможно». Впоследствии же, когда началась чистка соваппарата от социально-чуждых элементов, антисоветские группы учительства начали говорить, что «критикой перегибают палку».

Массовой чистки среди учительства не проводилось, лишь отдельные лица были сняты с работы за явно дискредитирующие поступки. Советски настроенная часть учительства в связи со смоленской чисткой высказывалась на всех конференциях за улучшение качественного подбора учителей и за дальнейшую массовую чистку школ от социально-чуждого и вредного элемента.

Медработники. Засоренность состава

Состав медицинских работников, также как и учительство, в значительной степени засорен социально-чуждым элементом, враждебно относящимся ко всем мероприятиям партии и соввласти. Особенно враждебное отношение можно отметить со стороны врачей, большинство которых неудовлетворительное материальное положение и условия работы медперсонала связывает исключительно с «советской системой», противопоставляя этому дореволюционное время, когда «врачи находились в значительно лучших условиях».

Смоленский у. Кардымовская вол. Заведующий Преображенским санаторием Рабинович — быв. меньшевик, сгруппировал вокруг себя в санатории быв. помещиков и белогвардейцев. Сестра санатория Пискорик — полька, дочь полковника, за контрреволюционную работу содержалась в концлагере, до революции служила в офицерском госпитале. Счетовод санатория Загнетьева П.В., лишенная избирательных прав, исключена из профсоюза, быв. помещица, жена расстрелянного польского шпиона, содержалась в тюрьме 2 года.

Бохотская вол. Заведующий Ново-Михайловским медпунктом Оболин К.П. лишен избирательных прав, имеет кулацкое хозяйство, батраков и поденных рабочих. До 1928 г. служил в УЗУ, откуда был вычищен.

Бохотская вол. Ветеринарным врачом волости является Раков А.П., выселенный из имения Коровино, помещик.

Катынская больница. Врачом больницы является быв. графиня Коллер, уже давно намеченная к снятию с работы, но до сих пор не снятая. Незначительная часть советски настроенных медработников подвергается травле и незаконным увольнениям со стороны антисоветских элементов. Зарегистрированы случаи, когда антисоветские элементы среди медработников стремились избавиться от коммунистов, выживая их из медучреждений. Так, например, заведующий Преображенским санаторием выгнал из санатория трех секретарей ячейки, добивавшихся чистки санатория от белогвардейцев и помещиков.

Связи с кулачеством, пьянство и взяточничество

Отдельные медработники, связанные с кулаками совместным пьянством и получением подарков и взяток, в результате чего в подаче лечебной помощи предпочтение отдается зажиточным, а беднота получает помощь в последнюю очередь.

Смоленский у. В Катынскую больницу на излечение принимаются большей частью зажиточные. Беднячке Картавенковой было отказано в лечении ребенка. Вслед за ней был принят на излечение ребенок зажиточного из Башуток. Врач больницы Бурков систематически устраивает у себя попойки, занимается взяточничеством. В больнице Бурков принимает мало больных, отсылая к себе на дом, где лечит их за особую плату.

Бельский у. Шиздеровская вол. Акушерка Высоковской больницы Лазурина оказывает помощь крестьянам, преимущественно кулакам, за высокую плату.

Смоленский у. Бохотская вол. Фельдшер Ново-Михайловского медпункта Киселевский без взятки отказывается принимать больных. Крестьянин дер. Кислое Михеенко лечился у Киселевского, давая ему сало и масло, когда же Михеенко перестал давать ему продукты, то Киселевский выгнал его из медпункта. Врач Монастырщенского пункта Готгильф брал с крестьян плату 50 коп. в час. Были случаи, когда Готгильф брал по 10 руб. за поездку.

154    Смоленские события или «смоленский нарыв» — крупнейшая антинэповская, антибухаринская и антикрестьянская кампания, организованная сторонниками Сталина в июле — октябре 1928 г., когда была снята с работы практически вся верхушка партийного и управленческого аппарата Смоленской губ. В 1928—1929 гг. ЦКК, ЦК и секретариат ВКП(б) приняли пять специальных постановлений по «смоленскому делу», обвинив партийные организации губернии в «перерождении», в «политическом блоке» с кулачеством, бюрократизме, нарушении советского законодательства и классовой линии, в разложении коммунистов и т.п. Характерной особенностью сельского хозяйства губернии был высокий процент хуторов: в 1928 г. хутора и отруба составляли 59,8% среди форм землепользования, а по отдельным уездам — до 98%. Отождествление понятий «хуторянин» и «кулак» стало одной из причин проведения кампании. Другое обстоятельство было связано с тем, что именно Смоленщина стала полигоном для испытаний бухаринско-чаяновских идей, она традиционно была тесно связана с с/х наукой, располагала отличными кадрами специалистов сельского хозяйства. Чистка проводилась по признаку социального происхождения, все, кто не имел «пролетарской или полупролетарской крови», вычищались со всех постов. Только за весну 1928 г. состав секретарей волкомов ВКП(б) был сменен на 60%, райкомов на 80%, укомов на 74%. Губсуд, прокуратура были «вычищены» на 100% (см. подробнее: Афанасьев В.Г. Новые концепции и старые мифы // Россия в XX в.: Историки мира спорят. М., 1994. С. 397—409; Кодин Е.В. Смоленский нарыв. Смоленск, 1995).