Из доклада уполномоченного ВЧК Чибисова в президиум ВЧК о причинах и ходе восстания крестьян в Веневском у. Тульской губ. 22 ноября 1918 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1918.11.22
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 1. стр. 101-103
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф.1. Оп.2. Д.52. Л.15—16. Копия.

№ 59

Из доклада уполномоченного ВЧК Чибисова в президиум ВЧК70 о причинах и ходе восстания крестьян в Веневском у. Тульской губ.

Из показаний очевидцев, участников подавления восстания и т.п., картина восстания против Советской власти в Веневском у. Тульской губ. рисуется приблизительно в таком виде. 7 ноября в день торжества вечером в местном клубе шел спектакль, где присутствовала масса граждан, в том числе почти вся местная организация Российской коммунистической партии большевиков; во время спектакля были получены сведения, что ст-я Мордвес (между Веневом и Каширой) занята восставшими крестьянами. Обезоружив отряд и почту, и перерезав провода, и загромоздив путь, восставшая банда, разделившись на две части, направилась одна часть на Каширу, другая — на Венев. Не успели товарищи коммунисты проверить еще эти сведения, как получили известие, что в Бороздинской вол. восстали местные кулаки, разогнали волостной Совет, есть убитые из среды товарищей коммунистов.

8    ноября с.г. утром в Венев на базар стала съезжаться масса крестьян, особенно из Бороздинской вол., были крестьяне и из других волостей, в частности из Юдинской и Клинской (в числе прибывших было много мобилизованных). Здесь же в Веневе съехавшимися крестьянами был устроен митинг, толпа была явно враждебно настроена по отношению к Советам, выступивший на митинге военный комиссар Соломенцев был избит и в данное время надежд на его выздоровление нет никаких; митинг был разогнан усилиями местного отряда ЧК и коммунистов, и здесь же на месте был произведен расстрел лиц — участников избиения т. Соломенцева, вечером были получены сведения о ряде избиений и убийств коммунистов в Клинской вол., затем получили сведения о наступлении на Венев толпы крестьян, состоящих из граждан Толстовской и Щучьинской вол., затем пришло известие о наступлении остальных волостей и сведения, что Косневская вол. тоже восстала, данное наступление было остановлено путем посылки на дороги небольших отрядов красноармейцев и товарищей коммунистов.

9    ноября восстание в Куребинской вол. и подготовка к выступлению на Венев парализована путем посылки отряда.

10    ноября восстание в Кормовской вол.: разгром Совета, избиение советских работников, убийство секретаря Совета коммуниста Говорова, опять наступление восставших банд на Венев, которое было парализовано частью местными силами, частью отрядом, прибывшим из Каширы.

Вечером наступление на Венев Новоприборной, Холтобинской, Спасской, Урусовской и части Поведской вол., целый ряд убийств и избиений советских работников, коммунистов, членов комитета бедноты и убийство одного из активных работников в Веневе т. Рогожина, каковой был убит при перестрелке с восставшими.

С 11 числа наступление на Венев уже не повторялось, [в] восставшие волости и вообще по уезду были посланы карательные отряды, каковые требовали выдачи зачинщиков и расправлялись с ними на местах, накладывая контрибуцию на местное кулачество и т.д.

...В целях окончательной ликвидации восстания, а также производства предварительного дознания на местах выбрана "Особая следственная комиссия по ликвидации восстания", каковая поехала производить дознание на места, я же вернулся в Москву с целью доклада и ходатайства об отпуске в мое распоряжение еще одного следователя, ибо восстание в Веневском у. тесно связано с восстанием (частично) в Каширском у. и обследовать два уезда, да еще считаясь с тем, что это нужно делать возможно быстрее, одному совершенно не представляется возможным (справка: в Веневском у. около 400 деревень).

Каширская чрезвычайная комиссия, считаясь с имеющимися у меня материалами, тоже работала довольно-таки неудовлетворительно.

О причинах восстания можно сказать следующее: отчасти на почве мобилизации как людей, так и лошадей, в связи с введением чрезвычайного налога71, и самое главное, это влияние пришлых эле-

ментов, каковые пользовались провокационными приказами (а таких попало в мои руки достаточное количество), которые действовали на психологию масс в большинстве случаев резкостью и категоричностью требований, причем текст приказов постоянно говорит за то, что в данном случае писало лицо интеллигентное, а отнюдь не деревенский мужик, например: "Приказываем Вам немедленно собраться от 18 до 55 лет, вооружиться кто чем может, избрать командира и ко стольким-то часам двигаться по направлению к деревне такой-то, захватив с собой провизии на несколько дней, в случае ослушания будут приняты строгие меры". Все приказы составлены в таком же духе, но что всего характернее, так это то, что во всех приказах определенно указывалось от 18 до 55 лет.

Основываясь на все вышеизложенное в целях производства следствия я прошу президиум ВЧК командировать в Венев двух следователей с тем, чтобы один из них некоторое время проработал бы в Каширском у.

70    Президиум ВЧК первоначально состоял из членов Коллегии ВЧК (до пяти человек во главе с Ф.Э. Дзержинским) для решения текущих вопросов работы Комиссии. На заседаниях Президиума иногда рассматривались вопросы, которые как принципиальные выносились на более расширенный состав членов ВЧК, т.е. на Коллегию. С весны до середины 1918 г. Президиум назывался Бюро ВЧК.

В связи с милитаризацией ВЧК, создавалась Комиссия как гражданское учреждение, с конца 1919 г. стали вводиться принципы единоначалия. Однако этот принцип не распространялся на вынесение приговоров о наказании преступников или лиц, выступавших против советской власти.

В 1920 г. принцип единоначалия был окончательно закреплен в органах ВЧК. В записке своему заместителю И.К. Ксенофонтову Ф.Э. Дзержинский, перед отъездом на фронт, писал: "Президиум, — как определенная Коллегия, упраздняется. Коллегиальность вообще сводится к минимуму. За работу отдела несет полную ответственность стоящий во главе отдела член Коллегии. За работу всех отделов ответствен заместитель председателя" (Из истории ВЧК. М., 1958. С. 400).

71    Речь идет о введенном декретом ВЦИК в октябре 1918 г. единовременном чрезвычайном 10-миллиардном налоге. Согласно этому декрету на комитеты бедноты и местные Советы была возложена обязанность провести раскладку налога таким образом, чтобы городская и деревенская беднота была освобождена от него, средние слои были обложены лишь небольшими ставками и чтобы всей своей тяжестью налог лег на плечи зажиточной части городского и сельского населения. На практике в большинстве случаев чрезвычайный налог взимался комбедами произвольно и насильственными методами. В конце 1918 г. — начале 1919 г. его проведение в сельских районах Поволжья вызвали массовые крестьянские восстания. Среди них "монархическое восстание" в с. Большой Азясь Краснослободского у. Пензенской губ. — выступление крестьян под монархическими лозунгами, "бакурское восстание" — волнения крестьян девяти волостей Сердобского у. Саратовской губ., "чапанная война" — крестьянское восстание в Самарской и Симбирской губ.