Телеграмма административно-высланных из Кяхтинского района Архангельского округа в коллегию ОГПУ, прокурору РСФСР Н.В. Крыленко, в Красный Крест Е.П. Пешковой об условиях труда и жизни. [Не позднее 10 июля 1930 г.]
П-397
ПИСЬМО-ТЕЛЕГРАММА
АРХАНГЕЛЬСК ПП ОГПУ.
Копии: МОСКВА Лубянка, коллегия ОГПУ, Прокурору Республики Крыленко, Красный Крест Екатерине Павловне Пешковой.
Мы административно-высланные в Северный Край и прибыли этапным порядком двадцать восьмого июля в Архангельск в количестве трехсот человек были направлены под конвоем в Кяхтинский район где к сегодняшнему дню будучи поставленными в невыносимо тяжелые условия находимся под прямой угрозой голодного вымирания.
Факты жуткой картины нашего положения следующие:
Хлеба и нормированных продуктов не выдается ни одного грамма. Ютимся и ночуем в сараях банях под открытым небом. Предложение Северолеса отправиться за двадцать верст на лесозаготовки носит демагогически издевательский характер так как наши попытки в этом направлении натолкнулись на полную неподготовленность учреждений Северолеса не имеющих достаточного количества инструментов. Пример артель в 7 человек получает 4 топора из них два негодных для работы три пилы из коих две негодных напильники изношенные прошлогодние и все в том же духе. Снабжение горячей пищей отсутствует. Продукты выдают на руки и то лишь за наличный расчет в то время как у подавляющего большинства денег нет ни копейки. Заявлено, что пятьдесят процентов заработка будет удерживаться словно мы принудработники, а не люди имеющие вольную высылку, без каких либо принудработ. Получается какой то заколдованный круг разорвать который никто не пытается. Большинство из нас имеющие за собой годы работ в конц. лагерях в местах заключения физически истощенные и раздетые инвалиды и старики в данный момент стоят перед призраком голодной смерти. Просим принятия немедленных мер.
Заверенная машинописная копия того времени, являвшаяся приложением № 1 к спецсводке № 12 ПП ОГПУ Северного края «О ходе расселения и настроений поселенцев-кулаков в Северном крае по состоянию на 10 июля 1930 г.». (ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 206. Л. 503-512). Вверху листа справа напечатано: «ПРИЛОЖЕНИЕ 1: к спец. сводке № 12».