Из спецсводки № 14 ПП ОГПУ Северного края «О ходе расселения и настроении поселенцев кулаков в Северном Крае». 20 июля 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.07.20
Источник: 
Политбюро и крестьянство: Высылка, спецпоселение. 1930—1940 гг. Книга II. Москва. РОССПЭН 2006 стр. 927-929
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 206. Л. 525-526. Машинописная копия того времени.

П-398

Серия «К».

Совершенно секретно.

Перепечатке и разглашению не подлежит

Наряду с отказами от строительства поселков со стороны кулачества вновь поднимается волна подачи разного рода жалоб, указывающих на ненормальности в поселении и в основном сводящихся к ходатайствам об освобождении.

«Москва. Предс. Рабочей Кр[естьянс]кой рабочей инспекции СССР».

«От выселенцев Украины, расквартированных в деревнях Огибаловского с/совета, Вожегодского района, Вологодского округа, в числе 250 семейств, численностью 655 душ. Ходатайство просим доложить на обсуждение 16 партсъезда, что мы на отведенной нам под поселение болотистой лесной земле поселяться не можем, т. к. местность эта совершенно непригодна под поселение, для использования под посевные жизненные продукты, причем мы большею частью старики и старухи, вышедшие из рабочих лет, неспособны к труду, устраиваться не в состоянии, принудительных работ выполнять не можем, т. к. к лесным работам и осушению болотистого места под постройки не приспособлены. Наша специальность хлебопашество, которое здесь производить по климату, почве земли невозможно, а потому просим вырешить и вернуть нас на родину, где мы наравне со всеми хлеборобами обязываемся быть в коллективах, подчиняться всем правилам, законам власти.

По уполномочию выселенцев ПОВАЛИ[»] (Волог[одский] округ).

Аналогичных жалоб имеется 4 шт.

Наряду с этим подаются жалобы и на установленный режим.

«Нас посетителей всех сторон, приезжих к родным выселенцам не выпускают обратно, в дороге задерживают, возвращают в Вологду, в Домзак. Мы просим ГПУ зарегистрировать нам документы - не хотят. Просим Вас дайте распоряжение выдать нам пропуска Вологда вокзал востребования Кулачинскому».

Кулаки переселенцы пытаются в своих заявлениях и жалобах анализировать партийное руководство.

«Переселенцы Балашовского округа Н[ижне]-Волжского Края настоящий извещают Вас, что жалоба пишется от 550 переселенцев. Мы не просим от Вас милости, она незаконна, мы требуем того, чтобы в Советском Союзе политика проводилась в жизнь так, как диктует партия высших рядов, не нужно отрицать того момента, что есть партийцы которые дышат правым уклоном, [с] которым[и] в 1930 году вели резкую борьбу все же реальной чистки не пришлось провести Сов. власти. Из высланных переселенцев многие высланы работниками, работавшими в осуществлении пятилетнего плана, но мероприятия проводились так быстро[,] не дальнозорко, что многие середняцкие хозяйства страдают под маркой кулака которым место не здесь, а на родине, мы не ходатайствуем о настоящих кулаках и не стараемся их заставать они должны по заслугам получить награду, многие средняцкие хозяйства высланы под маркой кулака, которым применяют такой же режим, люди совершенно малограмотные видно по документам что они ошибочно раскулачены и до сего времени им не оказывают помощи, неужели нельзя отстаивать сторону реальности за которую мы молодежь так же отцы боролись. Чтобы за кулака страдал труженник. Пройдя уже 3 мес. неоднократно были ходатайства о неправильно высланных середняцких хозяйствах и высылка красноармейцев, но результата нет.

Пересыльный пункт поглотил 1 000 взрослых еще больше детей, которые в жизни ничего не видели и не были вредителями, но они гибли и гибнут, у многих хозяйств живут на родине, которые уже возвращают все имущество, восстановлены голосом все члены семей, проживают части семейства на выселении заставляют их прикрепляться в лесах, просим дать соответствующего распоряжения по разборке нашего дела о неправильном выселении села Керчемье Усть-Куломского района Автономной области Коми-зырян».

«Наркомвнудел.

Болгарско-под[д]анные Тодоров, Волчев, Цанков, Крыстев, Беров, Симеонов,

Слабаков, Караенев.

Жалоба234.

По указании польского представителя в Москве 15 марта 1930 года подавали жалобу Вам о неправильной нашей высылке, как иностранцы ставим вас в известность, что все государственные местные налоги уплачивались полностью, аккуратно. Наделов земли не имели, под судом и следствием не были. На основании выше изложенного считаем такой подступ к нам неправильный. Обращались к Оренбургскому и Вологодскому прокурору - отказали, покорно просим Вас о нашем освобождении, просим дать нам выехать в другие области по нашему усмотрению, если недопустимо в Оренбург.

Адрес: Вологда - до востребования Тодорову - Болгарину».

В деле экземпляр, адресованный Г.Г. Ягоде.

234    25 февраля 1930 г. Политбюро приняло постановление «О кулаках иностранного гражданства», в котором оговаривались меры по устранению «перегибов» в отношении данной категории населения, подвергнутой «раскулачиванию». Предусматривалась, в частности, выплата компенсации за конфискованное у иностранных подданных имущество, в случае переезда последним разрешалось продавать свое имущество и т. д. Данные меры были призваны предотвратить «массовую эмиграцию крестьян иностранного подданства из СССР» (Трагедия советской деревни... Т. 2. С. 261).