Нота Правительства РСФСР Правительствам Великобритании, Франции, Италии, Японии, США и Бельгии.
Копия-Правительству Китая.
8 декабря 1921 г. № 7960
После протеста, выраженного в его циркулярных нотах от 19 июля и 2 ноября против созыва, без участия России, конференции для обсуждения вопросов, непосредственно затрагивающих интересы русского народа*, Российское Правительство считает себя вынужденным также заявить особый протест против обсуждения на Вашингтонской конференции вопроса о Китайско-Восточной железной дороге, касающегося исключительно Китая и России1.
Хотя Российское Правительство изъявило готовность передать означенную железную дорогу в руки китайских властей, при условии предоставления Китаем известных гарантий, необходимых для этой передачи, последняя еще не состоялась, и права России на эту железную дорогу остаются в полной силе. Только в момент, когда состоится соглашение по этому вопросу между Российской делегацией, на которую возложено выполнение этой задачи, и Китайским Правительством, вступит в силу то изменение в правах России на эту дорогу, которое будет обусловлено этим договором, но пока эти права остаются и останутся теми же, какими они были до сих пор. Поэтому Российское Правительство считает себя вынужденным протестовать против всякого решения, которое было бы принято Вашингтонской конференцией в нарушение прав России, и заявляет, что оно не признает никакого нарушения прав русских трудящихся масс, если оно будет принято помимо Правительства, выражающего их волю, и оставляет за собой полную свободу действий, чтобы заставить уважать эти права и чтобы отстаивать вытекающие из них требования в тот момент и теми средствами, которые оно сочтет удобными и подходящими.
Народный Комиссар по Иностранным Делам
Чичерин
Печат. по арх. Опубл. в газ «Известия»
№ 278(1421), 10 декабря 1921 г.
* См. док. № 154, 287.
1 Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) была построена царским правительством России в конце XIX — начале XX в. на основе концессии, полученной по русско-китайскому договору 1896 г. Эксплуатацией дороги ведало Общество Китайско-Восточной железной дороги.
После Великой Октябрьской социалистической революции интервенты и белогвардейцы захватили КВЖД. Декларацией от 14 марта 1919 г., подписанной представителями США, Японии, Великобритании, Франции, Италии, Китая и представителем русских белогвардейцев, над КВЖД был установлен контроль так называемого Межсоюзного комитета. Технический совет этого комитета, фактически управлявший дорогой, возглавлял американский инженер Д. Стивенс.
Советское правительство, стремившееся положить конец иностранному хозяйничанью на КВЖД, в середине 1921 г. предложило Китаю заключить договор относительно нового режима на дороге. В октябре — ноябре 1921 г. была достигнута договоренность о созыве конференции с участием РСФСР, ДВР и Китая для рассмотрения вопроса о КВЖД.
Тем временем этот вопрос был вынесен представителями империалистических держав на Вашингтонскую конференцию (см. прим. 38). 3 декабря 1921 г. представитель США Дж. Колдуэлл вручил в Чите министру иностранных дел Я. Д. Янсону меморандум, в котором говорилось, что на Вашингтонской конференции рассматривается «соглашение о международном контроле или надзоре над Китайско-Восточной железной дорогой».
Содержащееся в комментируемой ноте заявление правительства РСФСР о том, что оно не признает решений Вашингтонской конференции, принятых в его отсутствии, сорвало эти планы. Со своей стороны китайская делегация на Вашингтонской конференции заявила, что вопрос о КВЖД может явиться предметом переговоров только между Китаем и Россией.
Предложенный технической подкомиссией Вашингтонской конференции проект изменений, касавшихся финансового контроля, эксплуатации и охраны КВЖД, не был принят из-за противодействия Китая. Резолюция конференции от 4 февраля 1922 г., одобренная всеми участниками, предусматривала, что вопросы эксплуатации и охраны дороги подлежат обсуждению через дипломатические каналы. В другой резолюции от того же числа, принятой государствами — участниками конференции, исключая Китай, говорилось об ответственности Китая за выполнение им обязательств перед иностранными держателями акций или облигаций и кредиторами Общества Восточно-Китайской железной дороги.
Таким образом, обсуждение на Вашингтонской конференции вопроса о КВЖД, проходившее без учета государственных интересов РСФСР, ДВР и Китая, оказалось, по существу, безрезультатным. Сговору же империалистических держав помешали противоречия между ними, в особенности между Японией и США.