Обращение Народного Собрания Дальневосточной Республики к народам и правительствам всего мира.
9 декабря 1921 г.
Народное Собрание Дальневосточной Республики единогласно приняло следующее обращение к народам и правительствам всего мира:
«Народное Собрание Дальневосточной Республики — полномочный представитель всего населения русского Дальнего Востока — с глубоким возмущением вынуждено еще раз заявить свой решительный протест против захватнической политики Японии на русском Дальнем Востоке. Уже 4-й год продолжается вооруженное вмешательство иностранных сил в наши дела. Уже 4-й год японский штык насилует волю русского народа.
Япония начала высадку войск во Владивостоке. Теперь, на 4-м году японской интервенции, она фактически владеет всем русским побережьем Тихого океана. Путем провокационного нападения своих войск в Николаевске-на-Амуре в 1920 г. Япония вызвала бой в этом городе и разрушила его, захватив своими отрядами.
На русской территории устроены японские укрепления, окопы и проволочные заграждения. В русских речных водах заложены японские минные заграждения. Устье нашей главной реки Амура не только закрыто для наших торговых пароходов, но превращено в базу враждебных военных сил, откуда на нас будут устраиваться нападения, откуда Япония будет расширять и продолжать свой захват.
Захватив низовья Амура, Япония столь же насильственно захватила русский Сахалин. Там сейчас стоит японская армия. Там имеются японские учреждения. Там хозяйничают, как на своей территории, японцы, распродавая наши леса, наши рыбные и горные богатства. На остров Сахалин и в низовье Амура не может проникнуть ни один русский без разрешения японских властей. Мало того, все русское гражданское управление, не говоря уже о военном, насильственным путем ликвидируется японским военным командованием, взявшим в свои руки администрацию края. Только что в минувшем октябре месяце японское командование заявило, что оно не допустит съезда избранных населением представителей для организации местного управления и, чтобы совершенно уничтожить призрак русской власти, арестовывает и высылает всякого русского гражданина за одно подозрение в сношениях с властями ДВР.
Японские войска 4-й год хозяйничают также во Владивостоке, но цель и методы их политики остаются одни и те же: путем поддержания гражданской войны создать условия, оправдывающие продолжение интервенции, и путем разорения края укрепить в нем влияние Японии. В то самое время, как все население и областное управление стремилось установить действительно демократический порядок, японское командование приняло все меры к срыву налаживающейся работы и содействовало организации реакционного переворота во Владивостоке и по линии Уссурийской жсл. дор.
Вопреки акту русско-японского соглашения от 29 апреля 1920 года, японское командование все время скрытно допускало организацию и существование антиправительственных вооруженных группировок, парализуя тем стремление русской власти ввести жизнь края в нормальное русло. Японское командование не только снисходительно отнеслось к факту организации антиправительственных отрядов, но оказывало им неограниченное покровительство и препятствовало законной русской власти их ликвидировать.
Точно так же враждебно по отношению к правительственным русским силам и покровительственно по отношению к повстанческим организациям вело себя японское командование в момент переворота 26 мая 1921 года1.
Считая отторжение Приморья с насаждением в нем семеновских методов управления для себя желательным, японское командование увидело, что международная обстановка и внутреннее положение Японии ни в какой мере не препятствуют проведению политики захватов на нашем Дальнем Востоке. Японское правительство вступило в переговоры в Дайрене, добиваясь согласия русской власти на пребывание японских войск на территории Республики, на срытие военных укреплений и фактической уступки русской территории, прилегающей к Татарскому проливу.
Условия эти настолько тяжелы, что в случае их принятия не могло быть речи о суверенности русской власти на территории ДВР. Не только экономически, но и политически вся наша Республика оказалась бы во власти Японии. После того, как Япония поняла, что Правительство ДВР не пожелает идти по стопам Меркулова и Семенова и стать в вассальную зависимость от Японии, японское командование в Приморье оказало содействие Меркулову [в] организации нападения на ДВР. В районе расположения японских войск организовались разных наименований полки, которые были снабжены не только винтовками, но и пулеметами и орудиями. По железной дороге, бдительно охраняемой японскими вооруженными отрядами, они были доставлены к реке Уссури и переправлены в пунктах, входящих в состав зоны расположения японских войск, чтобы вторгнуться в пределы территории ДВР.
Ясно, что ответственность за нападение на нашу территорию ложится именно на Японию, ибо без содействия ее военных властей такого нападения произведено быть не могло.
Народ русского Дальнего Востока неоднократно, при разных обстоятельствах и в разных местах, поднимал свой голос протеста против всего зла и против политики насилий, творимых Японией.
До сих пор никто не откликнулся на наш протест. Правительства великих держав не предприняли никаких шагов, чтобы прекратить японский захват, а, наоборот, молча санкционировали японские насилия, предоставляя ей свободу действий на русском Дальнем Востоке.
Сейчас, когда происходят заседания представителей великих держав, на которых будут решаться вопросы о сферах влияния, и без нашего участия и без нашего голоса будут распоряжаться нашей судьбой, мы заявляем свой категорический протест против решений, нас кровно затрагивающих, против насилий и против покушений на нашу территорию и независимость».
Печат. по газ. «Правда» № 289,
22 декабря 1921 г.
1 Речь идет о марионеточном «Временном приамурском правительстве» во главе с крупным промышленником С. Меркуловым, которое было создано 26 мая 1921 г. во Владивостоке в результате переворота, совершенного белогвардейцами при прямой поддержке японского военного командования. 25 октября 1922 г. Владивосток был занят Народно-революционной армией ДВР.