Нота Председателя Торговой Делегации РСФСР в Чехословакии Министру Иностранных Дел Чехословакии Э. Бенешу.
28 ноября 1921 г. № 836
В устной информации, данной мне г. министром д-ром Гирса по вопросу о Савинкове и его сторонниках, которых Правительство РСФСР имеет исчерпывающие основания считать организаторами направленной против Советской России французско-польской разведки и главарями орудующих на русско-польской границе бандитских отрядов, мне было сообщено, что Савинков и его соратники остаются в Праге только до получения соответствующих виз и вскоре должны покинуть территорию ЧСР.
К сожалению, имеющиеся в моем распоряжении данные и после вышеприведенной информации не дают уверенности в том, что вопрос о допущении на территорию ЧСР возглавляемой Савинковым организации можно считать исчерпанным.
Прежде всего я должен заявить, что согласно этим данным, имеющим документальное подтверждение, Савинков и его соратники уже нарушили данное ими, по словам д-ра Гирса, обещание не использовать пребывания в Праге для политической работы. Напротив, это пребывание было весьма энергично использовано для обеспечения возможности работы организации на время отсутствия здесь ее наиболее прославившихся главарей. В ряде совещаний, посвященных организационной работе, приняты вполне конкретные решения. Намечена служба связи, приняты меры к обеспечению правильного функционирования чешско-польской границы и т. д. Решена, между прочим, командировка в Польшу одного из оставшихся в распоряжении Савинкова генералов, фамилия которого известна Правительству РСФСР, — для принятия находящейся на территории Польши казачьей дивизии, имеющей назначение принять участие в ожидаемой соответствующими кругами войне с Советской Россией на стороне польской армии, — или же подкрепить вторгающиеся со стороны польской границы бандитские отряды, поскольку момент будет признан подходящим для этого.
В информации своей, даваемой представителям различных течений русской эмиграции и сочувствующим ему кругам чешского общества, Савинков определенно констатирует, что отъезд его из Праги не рассматривается как высылка, а вызывается необходимостью самой организации, устанавливает срок своего сюда приезда и т, д.
Вся работа ведется настолько открыто, что трудно предполагать, чтобы соответствующие органы Правительства ЧСР не были осведомлены о ней.
В этой же информации высылку свою из Польши сторонники Савинкова рисуют отнюдь не как прекращение работы возглавляемой ими организации на территории Польши, а лишь как исключительно принципиальную уступку и соблюдение аппаранса со стороны польского правительства под давлением Правительства Советской России. Именно ввиду необходимости считаться с такой временной и исключительно принципиальной уступкой и разработан вполне законченный план организации руководства работой на территории ЧСР.
Имеющиеся в распоряжении Советского Правительства данные из самых разнообразных источников вполне подтверждают наличие вполне определенного плана временного перенесения руководства савинковскими организациями на территории ЧСР.
Советское Правительство со своей стороны приняло ряд мер, имеющих целью уничтожить помеху в установлении дружественных договорных отношений между Советской Россией и ЧСР, в ряде этих мер пойдя навстречу не только конкретным представлениям чешского Правительства, но и настроению различных кругов чешского общественного мнения.
Я выражаю уверенность, что Правительство ЧСР в интересах правильного налаживания и обеспечения тех же дружественных отношений учтет необходимость скорейшей ликвидации вопроса о Савинкове и соответственными конкретными мерами обеспечит недопустимость превращения территории Республики в арену деятельности откровенных главарей бандитизма на территории Советской] России. Поэтому я прошу Вас, господин Министр, в достаточно категорической форме, убедительной не только для Представительства РСФСР, сообщить:
- Останутся ли на территории Чехословацкой Республики главари савинковской организации, принужденные покинуть Варшаву и намеревающиеся на территорию ЧСР перенести свою враждебную населению РСФСР работу.
- Будет ли допущена на территории ЧСР работа вышеназванной организации.
При этом считаю необходимым добавить, что, по мнению Правительства Советской России, пребывание вышеназванных лиц в Праге не может решаться с точки зрения права убежища, так как они отнюдь не могут рассматриваться как частные граждане, являющиеся исключительно идейными сторонниками определенных политических настроений, но вполне откровенно избирают Прагу для обеспечения той же самой работы, которая вызвала их насильственный выезд из пределов Польши.
Правительство РСФСР с большим удовлетворением отнесется к мерам Чешского Правительства, направленным к полной ликвидации этого досадного вопроса, отвлекающего внимание от того главного и существенного, что стоит сейчас перед Правительствами обеих Республик в области налаживания их взаимных отношений и с большой готовностью приступит к завершению достаточно растянувшихся переговоров о заключении торгового договора и практическим шагам к реализации его.
Примите уверения в моем совершенном уважении.
[Мостовенко]
Печат. по арх.