Нота Председателя Торговой Делегации РСФСР в Чехословакии Министру Иностранных Дел Чехословакии Э. Бенешу.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1921.11.28
Метки: 
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Том 4. стр. 538. Москва. Госполитиздат. 1960г.

28 ноября 1921 г. № 836

В устной информации, данной мне г. министром д-ром Гирса по вопросу о Савинкове и его сторонниках, которых Правительство РСФСР имеет исчерпывающие основания счи­тать организаторами направленной против Советской России французско-польской разведки и главарями орудующих на русско-польской границе бандитских отрядов, мне было сооб­щено, что Савинков и его соратники остаются в Праге только до получения соответствующих виз и вскоре должны покинуть территорию ЧСР.

К сожалению, имеющиеся в моем распоряжении данные и после вышеприведенной информации не дают уверенности в том, что вопрос о допущении на территорию ЧСР воз­главляемой Савинковым организации можно считать исчер­панным.

Прежде всего я должен заявить, что согласно этим дан­ным, имеющим документальное подтверждение, Савинков и его соратники уже нарушили данное ими, по словам д-ра Гир­са, обещание не использовать пребывания в Праге для поли­тической работы. Напротив, это пребывание было весьма энергично использовано для обеспечения возможности работы организации на время отсутствия здесь ее наиболее просла­вившихся главарей. В ряде совещаний, посвященных органи­зационной работе, приняты вполне конкретные решения. На­мечена служба связи, приняты меры к обеспечению правиль­ного функционирования чешско-польской границы и т. д. Ре­шена, между прочим, командировка в Польшу одного из оставшихся в распоряжении Савинкова генералов, фамилия которого известна Правительству РСФСР, — для принятия находящейся на территории Польши казачьей дивизии, имею­щей назначение принять участие в ожидаемой соответствую­щими кругами войне с Советской Россией на стороне поль­ской армии, — или же подкрепить вторгающиеся со стороны польской границы бандитские отряды, поскольку момент бу­дет признан подходящим для этого.

В информации своей, даваемой представителям различных течений русской эмиграции и сочувствующим ему кругам чешского общества, Савинков определенно констатирует, что отъезд его из Праги не рассматривается как высылка, а вы­зывается необходимостью самой организации, устанавливает срок своего сюда приезда и т, д.

Вся работа ведется настолько открыто, что трудно пред­полагать, чтобы соответствующие органы Правительства ЧСР не были осведомлены о ней.

В этой же информации высылку свою из Польши сторон­ники Савинкова рисуют отнюдь не как прекращение работы возглавляемой ими организации на территории Польши, а лишь как исключительно принципиальную уступку и соблю­дение аппаранса со стороны польского правительства под дав­лением Правительства Советской России. Именно ввиду не­обходимости считаться с такой временной и исключительно принципиальной уступкой и разработан вполне законченный план организации руководства работой на территории ЧСР.

Имеющиеся в распоряжении Советского Правительства данные из самых разнообразных источников вполне подтвер­ждают наличие вполне определенного плана временного пере­несения руководства савинковскими организациями на терри­тории ЧСР.

Советское Правительство со своей стороны приняло ряд мер, имеющих целью уничтожить помеху в установлении дру­жественных договорных отношений между Советской Рос­сией и ЧСР, в ряде этих мер пойдя навстречу не только кон­кретным представлениям чешского Правительства, но и на­строению различных кругов чешского общественного мнения.

Я выражаю уверенность, что Правительство ЧСР в инте­ресах правильного налаживания и обеспечения тех же друже­ственных отношений учтет необходимость скорейшей ликви­дации вопроса о Савинкове и соответственными конкретными мерами обеспечит недопустимость превращения территории Республики в арену деятельности откровенных главарей бан­дитизма на территории Советской] России. Поэтому я прошу Вас, господин Министр, в достаточно категорической форме, убедительной не только для Представительства РСФСР, сообщить:

  1. Останутся ли на территории Чехословацкой Респуб­лики главари савинковской организации, принужденные по­кинуть Варшаву и намеревающиеся на территорию ЧСР пе­ренести свою враждебную населению РСФСР работу.
  2. Будет ли допущена на территории ЧСР работа выше­названной организации.

При этом считаю необходимым добавить, что, по мнению Правительства Советской России, пребывание вышеназванных лиц в Праге не может решаться с точки зрения права убе­жища, так как они отнюдь не могут рассматриваться как ча­стные граждане, являющиеся исключительно идейными сто­ронниками определенных политических настроений, но вполне откровенно избирают Прагу для обеспечения той же самой работы, которая вызвала их насильственный выезд из преде­лов Польши.

Правительство РСФСР с большим удовлетворением отне­сется к мерам Чешского Правительства, направленным к пол­ной ликвидации этого досадного вопроса, отвлекающего вни­мание от того главного и существенного, что стоит сейчас пе­ред Правительствами обеих Республик в области налажива­ния их взаимных отношений и с большой готовностью присту­пит к завершению достаточно растянувшихся переговоров о заключении торгового договора и практическим шагам к реализации его.

Примите уверения в моем совершенном уважении.

[Мостовенко]

Печат. по арх.