Нота Правительств РСФСР и УССР Правительству Румынии*.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1921.11.29
Метки: 
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Том 4. стр. 541. Москва. Госполитиздат. 1960г.

29 ноября 1921 г.

Российское и Украинское Советские Правительства неод­нократно разоблачали преступные и враждебные действия, подготовляющиеся на территории Румынии и Бессарабии про­тив Советских Республик при участии румынских властей, в частности петлюровским агентом Гуляй-Гуленко. Румынское Правительство в своей ноте от 18 октября, как и в предыду­щих, неизменно заверяло Советские Республики в своей ло­яльности по отношению к ним. Когда в своей ноте от 13 авгу­ста Советские Правительства указывали**, что среди агентов Гуляй-Гуленко отличался особой энергией некий Пшенник, который, как видно из имеющихся у нас документов, офи­циально состоит при румынском штабе в Бендерах, Румын­ское Правительство в своем ответе от 20 августа пыталось опровергнуть факт существования какого бы то ни было ру­мынского штаба в Бендерах, что же касается Пшенника и других атаманов, то Румынское Правительство ответило бук­вально следующее: «На нас эти имена, как и эти мнимые от­кровения, производят впечатление какого-то романа. Никогда мы не разрешали никакого рекрутирования банд в Румынии и никогда не допустим его ни в какой части нашего королев­ства. Считаю необходимым уверить вас еще раз, что Коро­левское Правительство Румынии твердо решило соблюдать по отношению к России самую строгую лояльность. Ни в коем случае вы не можете ожидать ни малейшего, хотя бы косвен­ного, нападения с нашей стороны и меньше всего через по­средство банд. Румыния — государство цивилизованное, и оно никогда не прибегало к средствам, которые противоречили бы международному праву и высшим требованиям международ­ной морали».

Таково буквально заявление Румынского Правительства в его ноте от 20 августа. Но так как, к сожалению, факты, до­ходившие до сведения Советских Правительств, коренным об­разом противоречат заявлениям Румынского Правительства, то Советские Правительства, движимые интересами граждан своих государств и стремлением к созданию мирных добросо­седских отношений с Румынией, вновь обращают в своих по­следних нотах внимание Румынского Правительства на недо­пустимость того, что на территории Румынии подготовляются бандитские набеги против Украины и, между прочим, в самой последней своей ноте от 11 ноября *** они цитируют переписку штаба Петлюры с так называемыми представителями «украин­ской народной республики» в Софии и в Бухаресте, свиде­тельствующую, что Гуляй-Гуленко желает сгруппировать около себя на территории Румынии не только все авантюрист­ские украинские элементы, но также и группы интернирован­ных украинских солдат, находящихся в Болгарии и в других государствах Балканского полуострова. Советские Правитель­ства указывали также, что, по самым точным сведениям, в на­чале ноября банды, направляющиеся из Румынии, должны быть посланы на поддержку тех банд, которые уже в послед­ние дни октября начали перебрасываться с территории Поль­ши на территорию Украины.

Советские Правительства, доводя до сведения Румынского Правительства обо всех этих фактах, твердо рассчитывали, что Румынское Правительство, дававшее столь многократные заверения в своем миролюбии и своих добрососедских наме­рениях, примет меры, необходимые для предупреждения втор­жения банд на советскую территорию. Кровавые события, ко­торые разыгрались в последние дни в районе Тирасполя, по­казали к сожалению, что все предупреждения Советских Правительств оставлены были без внимания Румынским Пра­вительством и что румынские власти продолжают действовать рука об руку с организаторами бандитских набегов и крова­вых погромов.

Советские Правительства доводят до сведения Румынского Правительства о следующих фактах: 19 ноября, на рассвете, банда в 150 штыков, вышедшая из Бендер, оттеснила погра­ничный советский пост, заняла деревни Парканы и Терновка, вырезала там крестьян, заподозренных в принадлежности к коммунистической партии, и убила 13 красноармейцев. К 9 часам банда достигла западного предместья Тирасполя. Одновременно с этим другая банда, меньшей численности, пе­решла Днестр у местечка Гура-Бикулуй, севернее Бендер, и направилась в деревню Плоская, после занятия которой она также двинулась на Тирасполь в северо-западном направле­нии. После короткого боя с тираспольским гарнизоном банда была отброшена, понеся потери убитыми, ранеными и плен­ными; в числе последних два офицера. Из первого общего опроса пленных выяснилось, что во главе банды, переброшен­ной в Парканы, находился тот самый атаман Пшенник, суще­ствование которого Румынское Правительство категорически отрицало. В банде Пшенника участвовали, между прочим, петлюровские офицеры Емельянов, Дудиченко и некий пол­ковник Пугалов. Во главе банды, переброшенной через Гура- Бикулуй, находился атаман Батурин. Из дальнейшего опроса пленных выяснилось, что энергичное участие в организации и переброске этих банд принимал румынский офицер, капитан Сатулеску, из штаба 3-го румынского корпуса, и некий капи­тан Мардарий, снабжавший банды оружием. По сведениям украинской пограничной охраны, накануне перехода банд в районе Збруч, южнее Тирасполя, поднялись два румынских аэроплана, с которых пускали ракеты, служившие, очевидно, условной сигнализацией для агентов Гуляй-Гуленко, нахо­дившихся на украинском берегу Днестра.

За несколько дней до перехода банды забрасывались про­кламации на немецком и украинском языках за подписью Гу­ляй-Гуленко и начальника его административной части По- плавского. При переходе банды с бессарабского берега был открыт артиллерийский огонь со стороны румынских солдат по нашим пограничным постам. 19-го вечером, когда разби­тые и рассеянные банды стали спускаться к Днестру, с про­тивоположной стороны румынскими солдатами навстречу им были отправлены лодки. У захваченных бандитов найдены, между прочим, те же самые прокламации Гуляй-Гуленко, в которых от имени Петлюры местное население приглашалось восстать. У бандитов захвачены также два желто-голубых украинских флага. По другим показаниям бандитов выяс­няется, что в районе Аккермана подготовляется отряд из 200 человек, под командой другого атамана, капитана Фро­лова, действия которого были разоблачены перед Румынским Правительством в русско-украинской ноте 13 августа** и суще­ствование которого Румынское Правительство отрицало так же, как и существование Пшенника. Одновременно с этими сведениями доставлены были и другие, свидетельствующие о том, что 18 ноября утром в районе Дубоссары под прикры­тием артиллерийского огня румынских солдат пыталась про­браться с территории Бессарабии на территорию Украины другая многочисленная банда, во главе которой должен был находиться сам Гуляй-Гуленко.

Для выявления всех этих обстоятельств Украинское Со­ветское Правительство отправило на место происшествия следственную комиссию с поручением произвести тщательный допрос пленных. Результаты этого допроса будут доведены до сведения Румынского Правительства. Одновременно с этим на другой части украинской территории было получено несо­мненное документальное доказательство участия румынских властей в петлюровском бандитизме. В захваченном с 17 на 18 ноября в районе деревни Голубовичи архиве штаба Тютюника, после разгрома его банды, найдены убедительные документы, свидетельствующие об этом участии. Речь идет о докладе Гуляй-Гуленко, отправленном из Румынии за № 388 от 22 августа и адресованном головному атаману Петлюре, и об ответе, составленном штабом Петлюры на требования, предъявленные Гуляй-Гуленко. Из сопоставления этих двух документов, между прочим, выясняется, что Гуляй-Гуленко имеет постоянную связь с штабом 4-го румынского корпуса и при помощи этого штаба он занимается переброской банд на территории Румынии для переброски их на Украину; что для этой цели он привлекает различные деклассированные элементы Украины. Как констатирует ответ штаба Петлюры, эта вербовка элементов с территории Украины имеет очень мало успеха, ибо в общем этим способом Гуляй-Гуленко не мог завербовать в месяц больше 50 человек. Затем из этого доклада следует, что Гуляй-Гуленко имеет специальный фонд подкупа румынской печати и для распространения ложной информации об Украине. Но самым характерным в ответе штаба Петлюры на доклад Гуляй-Гуленко местом является следующее; мы цитируем его дословно: «Штаб головного атамана не может не выразить удивления, что Гуляй-Гу­ленко просит деньги на содержание штаба своих повстан­ческих групп в то время, как он получает деньги из. Румынии леями».

Этот рукописный документ, который Советские Правитель­ства могут представить Румынскому Правительству, с неоспо­римой очевидностью подтверждает все опасения, которые неоднократно в своих нотах выражались Советскими Прави­тельствами, а именно, что румынские органы власти нахо­дятся в тесном сотрудничестве с украинскими контрреволю­ционными элементами и совместно организуют банды для переброски на Украину.

Советские Правительства, протестуя самым энергичным образом против действий румынских властей и считая на ос­новании сведений, находящихся в их распоряжении и подтвер­жденных, к сожалению, событиями, что налеты 18 и 19 ноября являются лишь отдельными эпизодическими фактами опреде­ленно намеченной программы, вынуждены предупредить Ру­мынское Правительство, что они считают его целиком ответственным во всех отношениях за действия украинских контрре­волюционных организации, пребывающих на территории Румынии и Бессарабии, и за результат этих действий.

Народный Комиссар по Иностранным Делам РСФСР

Чичерин

Председатель Совета Народных Комиссаров и Народный Комиссар по Иностранным Делам УССР

Раковский

Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия»

№ 271 (1414), 2 декабря 1921 г.

* Передана по радио на имя министра иностранных дел Румыния Ионеску.

** См, док. № 186.

*** См, док. № 299.