Сообщение Народного Комиссариата Иностранных Дел УССР.
25 ноября 1921 г.
Вопреки заявлениям польского правительства о полной непричастности польских властей к вторжению петлюровских банд на территорию Украины, попавшие в наши руки с 17 по 18 ноября при разгроме банды Тютюника документы, состоящие из приказов, писем, телеграмм, военных карт, уставов, отчетов, фотографических карточек, ведомостей и расписаний с полном определенностью свидетельствуют, что бандитское нападение на Украину было организовано при самом близком содействии 2-го отдела польской армии, находящегося во Львове, и было вооружено и субсидировано польскими властями.
Указанные документы приводятся в порядок и в ближайшем времени наиболее существенные из них будут оглашены полностью.
Ниже приведена часть важнейших документов*.
1
Подлинный приказ за подписью Тютюника по повстанческой армии за № 1 от 23 октября 1921 года, помеченный г. Львов.
п. 1 По приказу головного атамана с сегодняшнего числа я вступаю в командование повстанческой армией на Украине.
п. 2 Начальником штаба повстанческой армии назначается полковник Отмарштейн, которому приказываю вступить в исполнение своих обязанностей и немедленно формировать свой штаб.
п. 3 Партизанско-повстанческий штаб при главном командовании войск УНР расформировывается, и оставляется вместо него украинское бюро прессы и информации при контрразведке 2-го отдела польского Генерального штаба во Львове.
п. 4 Всех офицеров, рядовых и служащих, которые остаются вне штаба повстанческой армии и не войдут в штаты бюро печати и информации, немедленно откомандировать на прежние места их службы.
п. 5 Всем командующим группами на Украине, а через них и командующим в районах перейти из подчиненности головного атамана в мою подчиненность через штаб повстанческой армии.
На основании п. 6 назначается финансово-закупочная комиссия из Евгения Архипенко, в составе членов генерального штаба полковника Пересады и поручика Нестеровского**.
п. 7 Командующим 2-й повстанческой группой назначаю полковника Ступницкого, которому надлежит немедленно приступить к формированию штаба и донести о вступлении в исполнение своих обязанностей.
п. 8 Все отряды, которые прибыли из концентрационных лагерей в район Ровно, Костополь, Мицк и Копачанцы, переходят в состав повстанческих армий.
Предписываю генералу-хорунжему Янченкову из всех отрядов, которые находятся в районе Ровно, Костополь, Мицк, формировать Киевскую дивизию на основании инструкции, которая дается отдельно.
Начальником штаба Киевской дивизии назначается подполковник Лушпенко.
Из бойцов и солдат, которые скоплены в районе Копачанцы, предписываю подполковнику Палию сформировать специальный отряд по моим указаниям.
п. 9 Из состава 4-го артиллерийского полка 4-й дивизии поручаю сотнику Чижевскому сформировать штабную сотню, которая перейдет в распоряжение начальника штаба повстанческой армии.
Подписал командующий повстанческой армией генерал-хорунжий Тютюник
2
Подлинный приказ от 27 октября 1921 года № 2,
изданный во Львове за подписью Тютюника
Предписывается начальнику украинского бюро информации и печати при 2-м отделе польского штаба находиться в непосредственной подчиненности начальника штаба повстанческой армии.
Армейским государственным контролером назначается полковник Туган-Барановский, которому предлагаю вступить немедленно в исполнение своих обязанностей. [...]
6
Вторую категорию документов составляют приказы по штабу повстанческой армии за подписью Отмарштейна, начиная с 24 октября во Львове.
Между прочим, в одном из приказов за № 5 от 28 октября предлагается записать в приходные суммы сто тысяч марок и 30 175 николаевских руб., полученных от известного поручика Ковалевского (польского гражданина).
Примечание. Поручик Ковалевский, о котором многократно говорилось в наших нотах польскому правительству, служит во 2-м отделе польского Генерального штаба. Приказов по штабу армии захвачено 20, из которых последний помечен 12 ноября, село Зенькино. [...]
8
Приказ Тютюника от 27 октября с места ставки командующим 1, 2, 3, 4, 5-й повстанческих групп, в которых он предписывает начальникам этих групп с получением приказа объявить всеобщее восстание на основании инструкций, отправленных еще 15 августа 1921 года. В этом приказе Тютюник кончает: «со штабом вместе я перехожу на территорию Украины», [...]
9
Вторым приказом Левченко командующему 3-й повстанческой группой предлагается закончить свои подготовления к восстанию к 1 сентября, причем ему предлагается прервать железнодорожное сообщение Гомель — Бахмач, Ямполь — Конотоп, Ворожба — Льгов.
Предлагается занять Полтаву и произвести налет на Харьков для уничтожения советского центра на Украине, взорвать железнодорожный мост под Кременчугом и т. д. [...]
10
Приказ атаману Бровы. Ему тоже дается срок подготовить восстание до 1 сентября и следующие задачи: уничтожить железнодорожное сообщение между Украиной и Доном, занять г. Екатеринослав, взорвать мост через Днепр.
Во всех трех приказах имеется единообразный пункт 7-й, в котором говорится: «всех чекистов и коммунистов расстреливать». [...]
11
Третья группа документов относится к связи между Тютюником и 2-м отделом польского Генштаба. Интересным является документ, помеченный 15 ноября 1921 г. за № 298, за подписью начальника 2-го отдела Генштаба подп. Кузьминского и начальника организационной части подпоручика с неразборчивой подписью, на котором карандашом написано «подлинный», который адресован подпоручику Ковалевскому и в котором дается отчет о работе 2-го отдела с 1 по 15 сентября 1921 года.
Другие интересные документы, относящиеся к подготовке партизанских отрядов накануне их наступления на Украину, заключаются в подлинных телеграммах на польском языке, из которых отмечаются следующие.
12
Телеграмма за подписью Очередко из Александрова за № 267 от 17 октября, в которой сообщается Добротворскому во Львов, гостиница «Европейская», что во вторник выехало 150, а в среду выезжает еще 400.
13
Другая телеграмма того же дня, посланная из Варшавы Ковалевским, пребывающим там в гостинице «Сенома», Электориальная, 17, комната 4, отправленная в контрразведку 2-го отдела польского Генштаба генералу Полозову и в которой предупреждается Тютюник, что все в порядке и что Галайда приедет незамедлительно в Варшаву.
Примечание. Галайда является личным адъютантом Тютюника.
14
Третья телеграмма, отправлеиная из Варшавы № 892, за подписью Красовского, адресованная Добротворскому во Львов, гостиница «Европейская», сообщает, что все дела в порядке и что выехало 150.
15
Среди документов много легитимационных карт, дорожных документов и военных железнодорожных литеров, между прочим, один из документов, изданный экспозитурой 2-го отдела Генерального штаба за № 13107 от 17 октября 1921 г. на имя Рыбальчука на семидневный срок, с правом поездки из Львова в Тарнов и обратно. Тому же Рыбальчуку за № 654 397 дан военный железнодорожный литер.
Примечание. Рыбальчук является заведующим хозяйственной частью при штабе Тютюника.
16
Здесь следует упомянуть, что между другими документами, забранными на месте разгрома банды Тютюника, находится и блокнот Рыбальчука, в котором он отмечает некоторые из самых важных расходов, начиная с 21 сентября 1921 г., и с подлинными подписями тех лиц, которые получили деньги. В приходной статье этого блокнота фигурирует, между прочим, и сумма 46 миллионов марок, полученных от одного иностранного правительства. Среди расходных смет фигурирует 15 миллионов марок на охрану головного атамана, 3486000 марок — на содержание генерального штаба, 6790000 марок - на содержание законодательной рады и т. д. [...]
18
Второй документ — доклад Тютюника от 2 ноября из села Балашовки, отправленный на имя Петлюры, в котором дается точная справка о составе обеих групп, которые наступают на Советскую Украину с территории Польши, а именно — южная Подольская группа под руководством подполковника Палия и северная Волынская группа — под руководством самого Тютюника, с точным указанием количества оружия, количества солдат, их снаряжения и состояния их снабжения. В то же самое время в докладе говорится, что в связи с этим наступлением должна выступить со стороны Румынии группа хорунжего Гуляй-Гуленко. В этой телеграмме Тютюник заявляет, что 2 ноября в 18 часов партизанский повстанческий штаб находится в селе Балашовке в 18 верстах от границы и что в ночь с 3-го на 4-е Киевская дивизия перейдет большевистскую границу для начатия военных действий. Тютюник просит Петлюру, чтобы он был готов с остальной армией занять территорию Украины после их первых успехов. [...]
20
Возвращаясь к документам, которые были захвачены у той же банды при налете на Коростень, следует отметить, что найдена карта—дислокация частей пограничной красноармейской охраны на 20 августа 1921 г. Карта составлена, как написано на ней, во 2-м отделе польского штаба. Кроме того, много воззваний, целая кипа фальшивых советских бланков с печатями и т. д.
Для характеристики руководителей новой кровавой петлюровской авантюры на Украине, закончившейся уже полным ее разгромом, нужно напомнить, что Юрко Тютюник, командующий петлюровскими войсками, то же самое лицо, которое в мае 1919 г. организовало кровавые еврейские погромы в качестве начальника штаба Григорьева в Елизаветграде, Шполе, Александрии, Знаменке и Кременчуге.
Печат по сборн. «Красные книги...», 3, стр. 69—75
* Публикуются некоторые из этих документов.
** Так в тексте