Нота Правительства РСФСР Правительствам Франции, Дании, Великобритании, Германии, Италии, Польши, Латвии, Эстонии, Финляндии и Швеции*.
13 ноября 1921 г. № 7733
Российское Правительство с удивлением узнало из западной печати, что 20 октября в Женеве была подписана конвенция относительно правового положения Аландских островов 1.
Со 2 октября 1919 года Российское Правительство заявляло державам Антанты, а также Швеции и Финляндии, что судьба Аландских островов, по его мнению, не может быть законным образом определена без участия России. Российское Правительство присовокупляло энергичный протест против намерения держав Антанты узурпировать не принадлежащую им власть и распоряжаться территориями помимо воли и без ведома заинтересованных стран и трудящихся масс. 28 июня 1920 года Российское Правительство еще раз заявило, что никакое решение держав или какой бы то ни было группировки в отношении Аландских островов не будет признано им действительным, если оно не будет участвовать в- соответствующих переговорах. С тех пор "Российское Правительство, признав Аландские острова в качестве части Финляндской республики, выражало неоднократно ту точку зрения, что никакое изменение в правовом положении этих островов не может иметь места без его поддержки. 22 июля Российское Правительство направило Правительствам Швеции и Финляндии протест в связи с намерением Шведского Правительства созвать конгресс для нейтрализации Аландских островов, указывая, что если предусматривается новое решение в отношении правового положения этих островов, то права России будут непосредственно затронуты, и никакое решение об их международном статуте не может быть законным образом принято без участия России**.
Российское Правительство заявляет вследствие этого, что любое решение держав, затрагивающее правовое положение Аландских островов, принятое помимо и без ведома России, а следовательно, условия конвенции от 20 октября, не могут рассматриваться им как имеющие законную силу. Российское Правительство не признает ни одно из решений, содержащихся в этой конвенции, заявляет, что оно нисколько не связано ими, и сделает в случае необходимости из этого факта все выводы, которые оно сочтет уместными. Ни условия, относящиеся к некоторым ограничениям прав в зоне Аландских островов, ни условия, которые касаются исключений из этих ограничений, не могут быть признаны Российским Правительством как имеющие законную силу.
Российское Правительство протестует, в частности, против предоставления некой Лиге наций, которую оно не признает, юридических функций, охватывающих зону Аландских островов. В качестве прибрежной державы Балтийского моря Россия считает себя особенно затрагиваемой любым актом третьих держав, касающимся правового положения Аландских островов, и вновь заявляет, что, учитывая особый интерес, который эти острова представляют для трудящихся масс России вследствие их географического положения, Советское Правительство, выражающее волю этих масс, считает своим неотъемлемым долгом не допускать изменений в правовом положении Аландских островов помимо его воли. Оно считает возможным с полным знанием дела констатировать, что решения подобного рода, принятые без России, будут полностью лишены стабильности. Российское Правительство даже не вступает в дискуссию о возможности последующего присоединения к решениям, принятым другими договаривающимися странами, и объявляет конвенцию от 20 октября безусловно несуществующей для России.
Народный Комиссар по Иностранным Делам
Чичерин
Печат. по арх. Опубл.в сборн. «Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях», ч. III, вып. 1, М., 1928, стр. 146—147.
* Публикуется текст ноты, направленной правительствам Франции и Дании. В заключительной части ноты, переданной остальным государствам, имеются некоторые различия, — см. прим. 93.
** См. док. № 158.
1 Правительство РСФСР, проявлявшее глубокую заинтересованность в судьбе Аландских о-вов, неоднократно протестовало против устранения Советского государства от решения вопроса об их международно-правовом статуте (см. т. 1, док. № 286, 313, 316, 325, 357, прим. 52; т. II, док. № 5, 165, 400).
24 июня 1921 г. Совет Лиги наций, обсуждавший вопрос об Аландских о-вах, на которые претендовали Финляндия и Швеция, принял решение передать о-ва Финляндии под условием их демилитаризации и предоставления им автономии. 27 июня 1921 г. было подписано шведско-финское соглашение, предусматривавшее автономию о-вов. 10—20 октября 1921 г. на конференции в Женеве, созванной в соответствии с решением Лиги наций, представители Швеции, Финляндии, Великобритании, Германии, Дании, Эстонии, Франции, Польши, Латвии и Италии подписали конвенцию о демилитаризации и нейтрализации Аландских о-вов (вступила в силу 6 апреля 1922 г.).
Нотой от 13 ноября 1921 г. правительство РСФСР заявило о непризнании конвенции, заключенной без его участия (см. док. № 302).