Нота Правительства Дальневосточной Республики Правительству Японии*.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1921.11.06
Метки: 
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Том 4. стр. 480. Москва. Госполитиздат. 1960г.

6 ноября 1921 г.

Правительство Дальневосточной Республики, несмотря на присутствие японских оккупационных войск на территории Дальневосточной Республики, решило приступить к перегово­рам с Японским Правительством с целью установить дру­жеские отношения между Дальневосточной Республикой и Японией и создать возможность мирного сотрудничества ме­жду населением обеих стран в деле промышленности и торговли.

При этом Правительство Дальневосточной Республики по­лагало, что развитие хозяйственной жизни населения Дальне­восточной Республики отразится благоприятно и на интере­сах японской торговли и промышленности.

Начав переговоры в г. Дайрене с представителями Япон­ского Правительства, уполномоченные Дальневосточной Рес­публики сознавали, что основным препятствием к установле­нию мирного сотрудничества между обоими государствами является присутствие японских войск в Приморской области и в других местах территории Дальневосточной Республики, а также наличие в этих районах враждебных Дальневосточ­ной Республике русских организаций и вооруженных отрядов, неизменно встречающих определенную поддержку со стороны японского военного командования. Правительство Дальнево­сточной Республики было уверено, что одновременно с нача­лом переговоров о дружбе между Японией и Дальневосточной Республикой в г. Дайрене Японское Правительство присту­пит к выводу своих войск из пределов Дальневосточной Рес­публики и сделает все необходимое, чтобы враждебные Даль­невосточной Республике организации и отряды не могли пользоваться покровительством японских войск и их командо­вания.

Представителями Японского Правительства во время пе­реговоров в г. Дайрене были сделаны соответствующие за­явления представителям Дальневосточной Республики о том, что никакой поддержки означенным мятежным организа­циям со стороны японских военных отрядов и японских властей в будущем оказано не будет. Тем не менее, Прави­тельство Дальневосточной Республики с величайшим сожа­лением вынуждено констатировать, что это заявление пред­ставителей Японского Правительства не было осуществлено на деле.

Правительство Дальневосточной Республики получило це­лый ряд сообщений, указывающих, что во время переговоров о дружбе и мирной торговле между представителями Даль­невосточной Республики и Японией мятежные организации в районе расположения японских войск продолжали пользо­ваться и прямым, и косвенным содействием японских отрядов и японских властей в своей борьбе против Дальневосточной Республики.

Еще в середине сентября японские военные власти выдали оружие мятежным белогвардейским отрядам, причем в каж­дом из этих отрядов, при их выступлениях против Дальнево­сточной Республики, и в их карательных экспедициях против местного населения всегда неизменно принимало участие большее или меньшее число и японских военных чинов, при­чем иногда японские военные чины превышали численностью своей русских белогвардейцев.

Так, например, нападение на военный пост армии Дальне­восточной Республики в селе Вассиановке 15 сентября было произведено 35 военными чинами, из которых 33 были япон­ские чины, а два — переодетые в японскую форму русские военные. 16 сентября в районе Владимиро-Алсксандровска и Сучаиа происходили опять-таки совместные передвижения японских военных чинов с русскими мятежными военными чи­нами.

Помимо подобных случаев прямой поддержки враждебных Дальневосточной Республике организаций и военных отря­дов со стороны японских властей не прекращалось и косвен­ное содействие им. Организация русских реакционеров, именующаяся правительством Меркулова, продолжает произ­водить распродажи присвоенного ею преступным образом госу­дарственного и частного имущества Дальневосточной Респуб­лики, находящегося в г. Владивостоке и его районе, причем сделки на покупку этого имущества заключаются японскими фирмами с одобрения японских органов власти.

Возмущенное такими действиями контрреволюционных организаций и отрядов русское население Приморской обла­сти пытается защитить свою жизнь и достояние собственными силами. Эта самозащита, принимая форму так называемого партизанского движения, зачастую приводит к разрушению имущества Дальневосточной Республики в Приморье и к во­оруженным столкновениям в этом районе.

В течение последнего месяца зверские действия русских контрреволюционных организаций, находящихся в районе рас­положения японских войск, достигают своего апогея. В г. Вла­дивостоке и в окрестностях происходят массовые аресты ни в чем не повинного мирного населения; арестованные подвер­гаются истязаниям и пыткам, расстреливаются десятками без всякого суда и следствия; в октябре был зверски убит уполномоченный Дальневосточной Республики гр. Цейтлин, командированный Правительством во Владивосток с целью добиться прекращения происходящих там беззаконий и раз­рушений.

Ответственность за все эти беззакония и жестокости ле­жит не только на контрреволюционных организациях Влади­востокского района, которые в своих потугах мешать закон­ным властям Дальневосточной Республики доходят до неслы­ханных зверств и жестокостей.

Косвенным образом эта ответственность падает и на япон­ское военное командование, а также и на Японское Прави­тельство, которое, продолжая оставлять свои экспедиционные войска на этой территории и оказывая содействие и под­держку контрреволюционным организациям и отрядам на этой территории, дает возможность последним безнаказанно учинять все указанные насилия над русским населением.

Заявляя обо всем вышеизложенном, Правительство Даль­невосточной Республики еще раз протестует против насилий, которые творятся над гражданами Приморской области, и подчеркивает, что возможность пресечь эти насилия и уста­новить порядок в Южном Приморье явится лишь в том слу­чае, если японское военное командование перестанет под­держивать прямо или косвенно действия русских контррево­люционных отрядов и организаций и японские войска будут выведены с территории Дальневосточной Республики. Прави­тельство Дальневосточной Республики полагает, что продол­жающиеся в Дайрене переговоры между Дальневосточной Республикой и Японией смогут быть доведены до благопри­ятного конца и обе договаривающиеся стороны могут за­ключить соглашение о мирных экономических отношениях лишь при том условии, если произойдет фактический вывод японских войск с территории Дальневосточной Республики, что доказывало бы искренность намерений Японского Прави­тельства по отношению к Дальневосточной Республике.

Министр Иностранных Дел

Я. Янсон

Печат. по арх. Опубл в сборн. «Japanese Intervention in the Russian Far East», pp. 160-163.

* Нота вручена 17 ноября 1921 г. представителю Японии на Дайрен­ской конференции Мацусима.