Нота Правительства УССР Правительству Польши*.
30 октября 1921 г.
28 сентября с. г. Украинское Советское Правительство было вынуждено самым категорическим образом обратить внимание Польского Правительства на преступную деятельность, которая ведется на территории Польши агентами Петлюры, Савинкова, Балаховича, при полной поддержке со стороны органов польской власти, а в особенности II отдела VI польской армии во Львове, и которая направлена против целости и безопасности Украины. Считая, что Польское Правительство разделяло искренние и твердые намерения Украинского Правительства устранить все те препятствия, которые создаются врагами установления мирных добрососедских политических и экономических отношений между двумя государствами, Украинское Правительство довело до сведения Польского Правительства подробные сведения о целом ряде лиц, превративших территорию Польской Республики в свою операционную базу, склады Польского государства в свой аппарат снабжения и административные органы Польши в свои собственные органы власти для политической борьбы против Советской Украины путем организации бандитских налетов на ее территорию, убийства ее граждан, грабежей и поджогов. С глубоким возмущением Правительство Украины должно констатировать, что, несмотря на это, несмотря также на категорические заявления Польского Правительства о его намерении пресечь в корне систематический срыв Рижского мирного договора, факты последнего времени не только не подтверждают такого намерения, а, наоборот, совершенно им противоречат и оправдывают все опасения Украинского Правительства.
Эти факты, вместе с полученными Правительством Украины сведениями, о которых будет сказано далее, свидетельствуют о том, что эпизодические до этого времени налеты на территорию Украины банд, которые формируются и содержатся на территории Польши, приобретают в настоящее время массовый координированный характер с явной целью вызвать восстание против Рабоче-Крестьяиской власти Украины.
Эти новые бандитские операции начались с 25 октября, когда банда, числом до 50 чел., прибывшая из Польши, произвела налет на особый пункт Ляцкорунь. В ночь с 27 на 28 октября вторая банда, силою в 400 чел. пехоты и 200 чел. кавалерии с 4 пулеметами и 10 автоматическими винтовками, переходит границу в районе Жорнавки, развивая свои дальнейшие операции на юго-восток и северо-восток от Гусятина. Части этой банды убивают в с. Иванковцах взводного командира пограничной стражи и 4 красноармейцев, а в с. Косвенном— военного комиссара и 20 милиционеров. Конные части бандитов успевают занять станцию Ярмолинцы, уничтожают при этом станционные аппараты и поджигают хлебный ссыпной пункт. Далее они распространяются на восток до села Кожаницы, откуда, как и от станции Ярмолинцы, их отбили прибывшие красноармейские части. Местное население свидетельствует, что бандиты везли с собой большое количество оружия, каковое щедро раздавали по две винтовки на каждого желающего и распространяли приказы о мобилизации именем так называемой «украинской народной республики». Из показаний взятых в плен бандитов вытекает, что эти банды прибыли в количестве четырех эшелонов в предоставленных в их распоряжение польской властью вагонах из района Чортков—Копычинцы, где они на польской территории установили свой штаб.
Из других источников Правительство Украины узнало, что на польской территории готовятся и предполагают напасть на территорию Украины также и другие банды, имеющие задачей занять, с одной стороны, Каменец-Подольск, а с другой — ст. Жмеринка. Эта операция в районе южной части Подолии, под руководством полковника Добротворского, должна, однако, согласно плану, разработанному во II отделе VI польской армии во Львове, быть лишь демонстрацией, а одновременно в северную часть Подолии должен вторгнуться отряд полковника Ступницкого с целью пробиться в Сквирский уезд Киевщины, тогда как, согласно этому плану, главный удар намечается еще далее на север — в районе Коростеня, с целью захвата этого железнодорожного узла. Здесь должен оперировать атаман Нельговский, отряды которого вместе с ним и начальником его штаба полковником Генерального штаба Лосевым вторглись на территорию Украины в первых числах октября. Первая группа этих бандитов в составе 80 кубанских и донских казаков из дивизий Яковлева, вооруженных винтовками, саблями и ручными гранатами, перешла границу в районе Корца еще в ночь с 28 на 29 сентября, вторая группа в 85 чел., в большинстве петлюровских офицеров и унтер-офицеров, перешла границу в районе села Мышакова и принимала участие во взрыве поезда с рабочими и хлебом на станции Тетерево.
Правительство Украины в своей ноте от 28 сентября уже имело честь предупредить Польское Правительство о таких планах нападений на Украину, которые вырабатывались и приготовлялись организациями Петлюры и Савинкова при ближайшем участии польской военной власти, и настаивать перед Польским Правительством на принятии, в силу ст. V Рижского мирного договора, решительных мер для фактической ликвидации упомянутой преступной деятельности, направленной против Советской Украины. С тем большей категоричностью Правительство Украины вынуждено требовать от Польского Правительства, тяжкая ответственность органов которого не подлежит ни малейшему сомнению, немедленного разоружения и рассеяния сформированных на его территории банд, немедленной и окончательной ликвидации организаций Петлюры и Савинкова и сурового наказания для всех виновных в этих преступлениях лиц, оставляя за собою право на возмещение за все убытки, причиненные петлюровскими и савинковскими бандами и Украинской Советской Республике и гражданам. Правительство Украины считает, что единственным способом, могущим внести успокоение в взволнованные и возмущенные мысли рабочих и крестьянских кругов Украины, является немедленное принятие решительных мер со стороны Польского Правительства против всех организаторов и вожаков петлюровских и савинковских банд и лиц, ответственных за сформирование и деятельность упомянутых банд. Список наиболее активных членов петлюровских и савинковских организаций Правительство Украины уже имело честь довести до сведения Польского Правительства. Чтобы избежать недоразумений, Украинское Правительство должно отметить, что наряду с Петлюрой и Тютюником главными и наиболее активными организаторами банд являются: в лагере Возовицы — командир дивизии генерал Омельянович-Павленко младший; в лагере Лаицута — генерал Бурковский, командир 5-й дивизии; в лагере Калиш — генерал Удовиченко, командир железной дивизии, генерал Загорский, командир 2-й Волынской дивизии; в Петрокове — генерал Безручко, командир 6-й стрелковой дивизии, а также польский поручик Ковалевский, помощник Тютюника во II отделе польского штаба; полковник Генерального штаба Отмарштейн, начальник военного управления повстанческого штаба Тютюника; полковник Генерального штаба Кузьминский, начальник контрразведки II отдела польского штаба; полковник Добротворский, начальник отдела гражданского управления при штабе Тютюника; сотник Кузьмин-Татаренко, начальник Тариопольского пункта № 1; Головко, начальник пункта № 2 в Ровно, и сотник Бабич, начальник пункта № 3 в Сарнах. В своей ноте 28 сентября с. г. Правительство Украины уже отмечало активную роль начальников этих пунктов в перемещении банд с польской территории на территорию Украины.
Правительство Украины позволяет себе выразить полную уверенность в том, что, предоставляя Польскому Правительству дело установления конкретных мероприятий, долженствующих быть примененными по отношению к упомянутым преступникам, оно будет в кратчайший срок уведомлено о понесенном ими наказании, как равно и о принятии Польским Правительством мер для окончательной ликвидации преступной деятельности упомянутых лиц на польской территории и ожидает, что для того, чтобы сделать невозможным в дальнейшем повторение приведенных в этой ноте явлений, эти меры Польским Правительством будут приняты также и по отношению и ко всем вожакам и организаторам банд. Правительство Украины выражает надежду, что Польское Правительство оценит все те жертвы, на которые пошла Украина, чтобы обеспечить мир с Польшей, и те терпеливые старания, которые прилагались Правительством Украины для укрепления мирных отношений, уже совершившимся обменом дипломатических миссий и для установления путей культурного и хозяйственного сожительства Украины с Польшей.
Не допуская мысли о том, чтобы Польское Правительство могло разделять надежды неоднократно уже отвергнутых украинским народом политических авантюристов и их вдохновителей, будто бы они смогут бандитскими налетами или даже войной, которую они хотят спровоцировать, навязать закаленным в четырехлетней революционной борьбе украинским рабочим и крестьянам свою власть, и считаясь с неоднократными заверениями Польского Правительства, что оно во взаимоотношениях с Украиной будет точно руководствоваться постановлениями Рижского мирного договора, Правительство Украины ожидает в ближайшем будущем полного удовлетворения своих справедливых требований — осуществления выдвинутых реальных гарантий, каковые являются минимальными, законными и единственно достойными самостоятельности Украины как государства, в интересах ее трудящихся масс.
Председатель Совета Народных Комиссаров и Народный Комиссар по Иностранным Делам Украинской Социалистической Советской Республики
Печат. по сборн. «Красные книги», 3, 1921, стр. 48-51.
* Передана министру иностранных дел Польши Скирмунту полпредством УССР в Польше 31 октября.