Письмо Председателя Российской Экономической делегации в Италии Представителю МИД Италии Скарпа.
29 октября 1921 г. № 1112
Уважаемый господни Скарпа,
После нашей вчерашней беседы я получил новые сведения об активных связях, существующих между Министерством и бывшим царским посольством, к которому обращается Министерство Иностранных Дел за справками относительно русских граждан, желающих приехать в Италию.
Как я имел удовольствие сообщить Вам вчера, этот вопрос, по моему мнению, требует категорического и полного выяснения. До тех пор, пока Министерство Иностранных Дел ограничивалось тем, что терпело это учреждение на итальянской земле, не препятствуя его внутренней деятельности и признавая достоверность документов, которые оно выдает, мы примирялись с этим; но мы должны протестовать самым энергичным образом против существования активных связей между Министерством и этим посольством свергнутого правительства. Если Итальянское Правительство будет разрешать своим чиновникам принимать представителей этого учреждения в целях информации, если оно будет направлять туда частных лиц и официальные органы, когда они хотят обратиться к представителю России, если оно будет разрешать курьерам бывшего посольства пересекать итальянскую границу с запечатанными дипломатическими вализами, и в особенности, если после подписания Итало-Русского соглашения* оно будет продолжать допускать легализацию итальянскими властями документов этого посольства, то все эти факты, взятые вместе, будут означать признание с его стороны за бывшим царским посольством статуса российского представительства в Италии, иначе говоря, открытую поддержку контрреволюционной организации, враждебной Российскому Правительству, что явится явным нарушением статьи «а» преамбулы упомянутого выше Соглашения.
Если Итальянское Правительство действительно желает поддерживать лояльные отношения с Советским Правительством, оно само должно осудить эту практику, благоприятную врагам этого последнего. Оно могло бы, например, сделать это в форме письма г-на Министра Иностранных Дел на мое имя с указанием на то, что продолжение такого рода практики категорически исключается после подписания Соглашения. При отсутствии такой гарантии я не считал бы возможным взять на себя ответственность, которая оказалась бы на меня возложенной с момента подписания Соглашения, и я оказался бы вынужденным снестись по этому вопросу с Москвой.
Я настоятельно прошу Вас, милостивый государь, благоволить разъяснить г-ну Министру, что нашим единственным желанием является иметь гарантию в отношении лояльного выполнения самого Соглашения и что мы далеки от мысли вырвать таким образом у Италии косвенное юридическое признание Советского Правительства, что при существующих обстоятельствах представляло бы для нас лишь малое значение.
Примите, милостивый государь, уверение в моем совершенном уважении1.
Воровский
Печат. по арх.
* См. док. № 336
1 Вопрос, поставленный в комментируемой ноте, был разрешен путем обмена письмами между депутатом итальянского парламента Колонна ди Чезаро и председателем Российской экономической делегации в Италии В. В. Воровским от 23—24 декабря 1921 г. (см. док. № 332 и стр. 593). Предварительное русско-итальянское соглашение было подписано 26 декабря 1921 г. (см. док. № 336).