Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Полномочному Представителю РСФСР в Литве С. И. Аралову.
16 сентября 1921 г.
При всем желании обменяться представительствами с Францией мы давать авансы частным фирмам за это не намерены. Когда наша делегация будет в Париже, она все предложения будет рассматривать с деловой точки зрения. Считаем переговоры на предложенной Желли основе недопустимыми, бесполезно было бы посылать миссию во Францию, когда французское правительство все еще пытается навязывать нам новые войны и толкает на войну Польшу и Румынию.
Пусть Желли получает формальные полномочия от своего правительства на переговоры, и мы его пустим в Москву. Полномочия должны быть ясны и определенны, и речь должна идти не о заказах, а о взаимоотношениях и взаимопретензиях правительств. По заключении соглашения с французским правительством никаких препятствий не будет для выдачи заказов1.
Литвинов
Печат. по арх.
1 Французские торгово-промышленные круги проявляли определенную заинтересованность в возобновлении торговых отношений с Советской Россией (см. док. № 217).
Советское правительство со своей стороны неоднократно выражало стремление к переговорам и урегулированию отношений с Францией (см. т. 1, док. № 384; т. II, док. № 25, 101, 194: т. III, док. № 51, 280; т. IV, док. № 162. 245). Однако французское правительство отказывалось от каких-либо переговоров с Советским правительством и, действуя в контакте с правительствами Великобритании, США и ряда других стран, настойчиво проводило антисоветскую политику (см. док. № 59,154, 209, 219, 323).
Заявление Л. Б. Красина газете «Новый путь» (г. Рига) от 12 июля 1921 г. (см. док. № 245) печатается по официальному бюллетеню «Soviet Russia». В бюллетене оно приведено не полностью, а лишь в той его части, которая касается торговли с Францией.