Нота Полномочного Представителя РСФСР в Польше Министру Иностранных Дел Польши Скирмунту.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1921.09.16
Метки: 
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Том 4. стр. 340. Москва. Госполитиздат. 1960г.

16 сентября 1921 г, № 424

Милостивый государь господин Министр,

В ответ на Вашу ноту от 14 сентября 1921 года за №6499 Д/У Российское Советское Правительство поручило мне за­явить нижеследующее:

Преступные белые организации, находящиеся на террито­рии Польши, при содействии некоторых польских органов ве­дут разрушительную работу против России. Эта преступная деятельность является единственным препятствием к установ­лению нормальных, основанных на взаимном доверии, отно­шений между Россией и Польшей, а также препятствием к безболезненному и успешному выполнению Рижского до­говора. Правительство России в двух нотах перечисляет подлинные документы за номерами, рисует подробно деятель­ность белых организаций на территории Польши и указывает больше десяти лиц, которые руководят этой работой. Прави­тельство России в первой ноте от 4 июля* предложило обра­зовать смешанную комиссию, которой могли бы быть рас­смотрены все материалы, имеющиеся в распоряжении Рос­сийского Правительства, для дальнейшего расследования и принятия мер к ликвидации белых организаций в Польше. Наконец, в ноте от 10 сентября**, приведя целую серию новых документов, неопровержимо свидетельствующих как о работе белых организаций, так и о содействии, которое они получали со стороны Военного министерства Польской Рес­публики, Правительство России, желая идти навстречу Поль­скому Правительству в деле расследования преступной дея­тельности, одинаково вредящей обоим государствам, заявило, что оно не настаивает на смешанной комиссии и готово при­нять всякий другой план изучения обвинительных материалов, который будет выдвинут Польским Правительством.

К сожалению, Польское Правительство не стало на путь, обычный для расследования всякого преступления, а в осо­бенности такого, которое подвергает испытанию и обостряет отношения двух государств, и поэтому не могло не прийти к тем ошибочным выводам, которые имеются в ноте Поль­ского Правительства от 14 сентября. Польское Правительство не признало необходимым опереться на твердое основание подлинных документов, изучить подлинные подписи польских чиновников, имеющиеся на документах, изучить и сличить печати Военного министерства на тех же документах и про­верить на основании этих документов приводимые факты и деятельность как отдельных лиц, так и всей преступной орга­низации.

Российскому Правительству неизвестно, что против ука­занных в нотах лиц и организаций было бы возбуждено пре­следование подлежащими органами Польского Правитель­ства, чтобы кто-либо из преступников был арестован и допрошен и чтобы со стороны тех же органов была бы сде­лана попытка обнаружить документы и архивы канцелярии белых организаций, местопребывание коих без труда может быть установлено, если они известны не всем органам поль­ской власти.

Уличенные и пойманные в преступлениях, члены белых организаций пытались отделаться от предъявленных им тяж­ких обвинений газетной заметкой. В этой заметке они хотели незначительную часть имеющихся у Российского Правитель­ства документов опорочить признанием, что документы яв­ляются продуктом их провокационной работы. Но попытка провокацией прикрыть преступный заговор против России и Польши невозможна, раз Российское Правительство имеет в своем распоряжении подлинные документы. Три документа за номерами 32184, 32185 и 32186 на бланке Военного мини­стерства за оригинальными подписями майора Кешковского, адресованные Виктору Савинкову, являются неопровержи­мыми доказательствами связи польского Генерального штаба и «союза защиты родины и свободы».

Кроме того, в распоряжении Российского Правительства имеются подлинные конверты, в которых указанные доку­менты были пересланы, на них имеются печати Военного ми­нистерства Польской Республики и та же нумерация.

Кроме того, Российское Правительство располагает целой серией подлинных документов, на которых имеются ориги­нальные подписи майора Кешковского, Савинкова, начальни­ков II отдела отдельных польских армий, разнообразные под­линные удостоверения, выданные агентами «союза защиты родины и свободы» и польскими властями, ряд документов, исходящих от белых организаций и свидетельствующих об их работе против России.

Российское Правительство думает, что Польское Прави­тельство не может стать на обычный путь доверия к голо­словным заявлениям преступных заговорщиков, когда оно может иметь для следствия подлинные документальные дока­зательства их преступной деятельности.

Российское Правительство поэтому с удивлением узнало из ноты Польского Правительства, что факты и документы, перечисленные в ноте от 10 сентября, проверены и что уста­новлена их ложность. Всякое следствие, которое ведется по самому ничтожному преступлению, не может обойтись без ознакомления с подлинными документами, которые лежат в основе обвинения. Тем более неожиданной является про­верка фактов, перечисленных в ноте от 10 сентября, без хотя бы самого поверхностного ознакомления с подлинными ма­териалами, которых у Польского Правительства нет и кото­рые единственно имеются в распоряжении Российского Пра­вительства.

Российское Правительство, поддерживая полностью все факты и доказательства, приведенные в нотах от 4 июля и от 10 сентября в отношении белых организаций на территории Польши, настаивает на немедленном энергичном расследова­нии деятельности белых организаций и II отдела Военного министерства. Только немедленное и надлежащими органами предпринятое расследование, с соблюдением хотя бы прими­тивных принципов нормального следственного производства, может раскрыть полную картину преступных заговоров, под­готовляющихся в Польше против России.

Польское Правительство отчасти уже упустило время, и, таким образом, преступники получили возможность замести следы преступления. Российское Правительство считает, что еще не все упущено и что немедленные шаги следственных органов успеют помешать дальнейшему сокрытию преступ­ления и настигнут преступников.

Российское Правительство, настаивая на немедленном рас­следовании действий белых организаций и II отдела Воен­ного министерства, будет считать ответственным за промедле­ние, способствующее лишь сокрытию следов преступления, Правительство Польской Республики. Со своей стороны, Рос­сийское Правительство готово оказывать всяческое содей­ствие представлением подлинных документов и необходимыми указаниями в расследовании этого дела.

Примите, господин Министр, уверения в моем совершен­ном уважении.

Полномочный Представитель РСФСР в Польше

[Карахан]

Печат. по арх. Опубл. в сборн. «Советская Россия и Польша», М , 1921, стр. 53—55.

* См. док. № 136.

** Имеется в виду нота от 9 сентября. См. док, № 210.