Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Поверенному в Делах Польши в РСФСР Филиповичу.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1921.09.15
Метки: 
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Том 4. стр. 336. Москва. Госполитиздат. 1960г.

15 сентября 1921 г. № 12/5676

Милостивый государь господин Поверенный в Делах,

Более чем двухмесячная работа Российско-Украинско-Польской смешанной пограничной комиссии с совершенной очевидностью выявила, что Польская делегация Пограничной комиссии в проведении государственной границы в натуре не только предъявляет требования, не соответствующие Риж­скому мирному договору*, но искажает таковой и местами устанавливает новую границу между Польшей и Россией.

Так, на Полоцко-Вилейском участке пограничные работы сравнительно гладко прошли лишь вдоль Западной Двины, всего на протяжении около 100 верст, но как только подошли к местечку Ореховно, Польская делегация тотчас же предъ­явила требование об отодвигании границы к востоку, при­мерно на 5—6 верст, мотивируя это необходимостью расши­рить клин у Ореховно в сторону России.

На Минско-Несвижском участке работа обстоит еще хуже. Здесь, несмотря на то что местами, как-то у деревни Лепени, а также от Ракова до Волмы, Пограничные подкомиссии при­шли к полному соглашению и подписали протоколы, Польская делегация Комиссии в заседании от 1 сентября сего года аннулировала всю работу своей Подкомиссии и приказала ей вопрос о границе пересмотреть. На этом участке требования Польской делегации сводятся к следующему: отодвинуть гра­ницы у местечка Раков к востоку на одну версту, получить белорусские деревни Поликшты и Жуки, которые по Мир­ному договору лежат в спорной полосе, и дальше, на участке Раков — Волма, отодвинуть границу к востоку на полкило­метра, хотя по Мирному договору эта граница проходит вдоль самой дороги и проведение ее далее к востоку на пол кило­метра от дороги отрезывает от белорусских деревень ряд угодий.

На Полесском участке после первого же обследования местных условий Польская делегация предложила провести границу не по реке Случь, а по системе каналов реки Утваха, примерно в 20-ти верстах к востоку от упомянутой границы.

На Волынском участке, против города Острога, Польская делегация отодвигает границу к востоку на 10—12 верст, мо­тивируя это хозяйственными интересами и необходимостью уничтожения чересполосицы.

Таким образом, Вы видите, г-н Поверенный в Делах, что Польская делегация Пограничной комиссии на всех участ­ках предъявляет требования, значительно отличающиеся от Рижского мирного договора. Выдвигая в основу своих тре­бований хозяйствен- но-правовые интересы населенных пунк­тов, Польская делегация считает возможным придерживаться этих интересов по отношению к Польской Республике и нару­шает на каждом шагу интересы населенных пунктов России, Украины и Белоруссии.

Я должен отметить еще один новый метод работы Поль­ской делегации, выявившийся на Волынском участке. Когда в начале сентября Российско-Украинская делегация Волын­ской подкомиссии предложила Польской делегации оконча­тельную линию против г. Острога, Польская делегация за­явила, что русская линия отторгает от украинских населенных пунктов часть владения в пользу Польши, а потому, мол, Польская делегация считает необходимым установить путем опроса населения, согласно ли оно на такое отторжение. Это заявление Польская делегация нашла возможным сделать, невзирая на то, что русская линия, уничтожавшая череспо­лосицу, предусматривает эквивалентное вознаграждение рус­ско-украинских деревень соответствующими угодьями за счет Польши.

Вышеприведенные факты наглядно показывают, что Поль­ская делегация в пограничных работах преследует опре­деленную тенденцию, не только тормозящую работу, но и делающую невозможным вообще проведение границы в на­туре по Рижскому мирному договору.

Кроме того, нужно указать, что по вине Польской же де­легации работа Пограничной комиссии проходит с большой затяжкой и ничем не оправданными перерывами. В самом начале Российско-Украинская делегация уже в апреле месяце была готова приступить к работам, Польская же делегация собралась только в первых числах мая, причем больше поло­вины месяца Российская делегация ждала Польскую в г. Мин­ске. Вслед за тем, 15 мая Польской делегацией был сделан первый перерыв, очень длительный. Вместо назначенных пер­вых чисел июня Польская делегация вернулась только в конце июня, и Российско-Украинская делегация вновь поте­ряла очень много времени, ожидая приезда Польской деле­гации. Теперь на некоторых участках, как, например, Минско-Несвижском и Волынском, ушло более двух месяцев на об­суждение совершенно непонятных требований Польской деле­гации; на этих участках фактически до настоящего времени не поставлено ни одного столба.

Ввиду всего вышеуказанного, а также принимая во вни­мание, что осталось не более 2—3 месяцев, когда можно бу­дет производить работу в поле, по причине наступления зимы, я покорнейше прошу Вас, г-н Поверенный в Делах, обратить внимание вашего Правительства на приведенные факты с тем, чтобы оно сделало самые серьезные указания Польской делегации Пограничной комиссии строго придержи­ваться Рижского мирного договора и не тормозить ничем не обоснованными притязаниями проведение государственной границы между обеими Республиками**.

Примите, господин Поверенный в Делах, уверения в моем глубоком уважении.

Георгий Чичерин

Печат. по арх. Опубл в сборн, «Советская Россия и Польша», М.. 1921, стр. 70—72.

* См. т. III, док. № 350.

** Российско-украинско-польская смешанная пограничная комиссия по проведению государственной границы между советскими республиками и Польшей была создана в соответствии со ст. II Рижского мирного до­говора от 18 марта 1921 г. (см. т. 111, док. № 350).

Первое заседание комиссии состоялось 2 мая 1921 г. Однако при про­ведении государственной границы на местности польская сторона по­стоянно пыталась изменить ее, в нарушение мирного договора, в свою пользу. Из-за этого окончание работы комиссии и передача участков гра­ницы административным и пограничным властям обеих сторон затяну­лись до ноября 1922 г. Деятельность смешанной пограничной комиссии завершилась 31 августа 1924 г. подписанием Общего протокола прохожде­ния границы между СССР и Польской республикой.