Телеграмма Правительства РСФСР Народно-Революционному Правительству Монголии*.
10 августа 1921 г.
Российское Советское Правительство в союзе с Правительством Дальневосточной Республики предписало своим войскам рука об руку с революционной армией Временного Правительства Монголии нанести сокрушительный удар общему врагу, царскому генералу Унгерну, который подверг монгольский народ неслыханному порабощению и насилию, нарушая права автономной Монголии и в то же время угрожая безопасности Советской России и совершая нападения на территорию братской Дальневосточной Республики. Вступление советских войск на территорию автономной Монголии имеет исключительной целью сокрушение общего врага, устранение постоянной опасности, угрожающей советской территории, и обеспечение свободного развития и самоопределения автономной Монголии.
Приветствуем первые шаги Народно-Революционного Правительства Монголии по пути создания нового свободного строя в его стране, освобожденной от врага общими усилиями. Российское Правительство с глубочайшим удовлетворением принимает к сведению обращение к нему Народно-Революционного Правительства Монголии, выражающего желание, чтобы советские части не были выведены из монгольских пределов до окончательного разгрома общего врага. Усматривая в этом пожелании проявление неизменных тесных дружеских уз, связывающих освобожденный монгольский народ с рабочими и крестьянами России, сбросившими с себя иго эксплуататоров, Российское Правительство заявляет, что вполне учитывает серьезность положения и взаимную заинтересованность России и Монголии в ликвидации общего врага.
Твердо решив вывести советские войска из пределов автономной Монголии, связанной с Советской Россией лишь узами взаимной тесной дружбы и общих интересов, как только будет устранена угроза свободному развитию монгольского народа н безопасности Российской Республики и Дальневосточной Республики, Российское Правительство в полном согласии с Народно-Революционным Правительством Монголии констатирует, что этот момент еще не настал; Идя навстречу обращенному к нему ходатайству Народно-Революционного Правительства Монголии, Российское Правительство принимает поэтому решение дать этому ходатайству полное удовлетворение. Российское Правительство убеждено, что совместными усилиями двух народов, борющихся против насилия царских генералов и против иностранной эксплуатации и гнета, в ближайшем будущем будет окончательно обеспечено развитие монгольского народа на базисе его автономии, и в результате организации аппарата народно-революционной власти в Монголии в ней будет окончательно установлена и поставлена на прочной основе народно-революционная власть**.
Народный Комиссар Иностранных Дел
Чичерин
Печат по арх. Опубл в газ «Известия» № 177(1320), 12 августа 1921 г.
Данная телеграмма является ответом на обращение народно-революционного правительства Монголии к правительству РСФСР, полученное НКИД РСФСР 12 июля 1921 г. и опубликованное в советской печати 10 августа 1921 г., следующего содержания:
«Народно-Революционное Правительство Монголии обращается к Правительству РСФСР с просьбой не выводить частей советской армии из пределов Монголии до момента окончательной ликвидации угрозы со стороны общего врага, в настоящее время укрепившегося в восточных степях. Народно-Революционное Правительство вынуждено обратиться с этим заявлением к Правительству РСФСР потому, что Монгольское Правительство еще не закончило организации аппарата новой власти. Оставление советских войск диктуется обстоятельствами в целях сохранения безопасности на Территории Монголии и на границах РСФСР.
Временное Народно-Революционное Правительство Монголии выражает уверенность, что Правительство РСФСР, учтя серьезность положения и взаимную заинтересованность в ликвидации общего врага, удовлетворит настоящее обращение».
* Передана через уполномоченного НКИД в Иркутске Шумяцкого.
** Советские войска вступили на территорию Монголии в мае 1921 г. в связи с обращением Временного народного правительства Монголии к правительству РСФСР от 16 марта 1921 г.
В этом обращении, которое от имени Временного народного правительства Монголии подписали Сухэ-Батор, Чонбалсан и др., говорилось:
«Русские белогвардейцы, скрываясь от Красной Армии, проникли в Монголию, где китайские власти беспрепятственно разрешили им свободное проживание и скопление. Когда монгольский народ, выведенный из терпения реакционной властью пекинского правительства, поднял вооруженное восстание, русские белогвардейцы во главе с бароном Унгерном, пользуясь темнотой монгольской народной массы и предательством кучки авантюристических элементов среди монгольских князей, выкинули великий лозунг освобождения Монголии от иноземного гнета и захватили в феврале город Ургу, учинив в нем грабежи и насилия как среди монгольского, так и среди русского мирного населения. Вместе с этим белогвардейцы, находившиеся в Урянхайском крае, — шайки Шмакова в районе Шатхымба, отряд Комаровского в районе Ван-Курен, отряд Сухарева и другие, прикрываясь тем же лозунгом освобождения Монголии и пользуясь именем России, производят свои гнусные деяния. Все русские белогвардейские шайки, производя неслыханные насилия, отбирая у мирного населения лошадей, скот и имущество, производят убийства и грабежи как среди монголов, так и среди русских и китайцев, а также, не ограничиваясь этим, вмешиваются в дела управления Монголии, пытаясь направить монгольский народ против великой РСФСР и сделать его слепым орудием в руках чужеземных насильников. Временному Народному Правительству в Монголии наряду с борьбой с шайками китайских солдат и хунхузов приходится принимать меры к очищению своей территории от бесчинствующих [банд] белогвардейцев.
Принимая во внимание, что эти белогвардейцы одинаково вредны для мирного населения как Монголии, так и России, Временное Народное Правительство Монголии настоящим обращается к Правительству РСФСР, защитнику свободы угнетенных народов, с настоятельной просьбой незамедлительно помочь Временному Народному Правительству Монголии энергичными мерами, направленными к ликвидации бесчинств и разбоев русских белогвардейцев и очищению территории всей Монголии от белогвардейских банд, предоставив нашему свободному монгольскому народу самому устраивать свою судьбу, чтобы тем самым положить начало содружеству и взаимной помощи свободных народов обеих дружественных стран. Временное Народное Правительство Монголии, веря в дружественность Правительства РСФСР и мощь Красной Армии в деле борьбы с врагами трудовых масс, с непоколебимой уверенностью ждет практических результатов настоящего обращения».
В результате успешных военных действий частей Красной Армии, Народно-революционной армии ДВР и монгольской Народной армии город Урга (ныне Улан-Батор) был 7 июля 1921 г. освобожден от белогвардейцев, банды Унгерна разбиты, а сам Унгерн взят в плен (см. док. № 206).
11 июля 1921 г. в Урге сформировалось Народно-революционное правительство Монголии. 12 июля оно направило правительству РСФСР просьбу (см. стр. 261) о временном оставлении советских войск в Монголии (они находились там до 1925 г.).
Как видно из комментируемой телеграммы, Советское правительство удовлетворило эту просьбу. В дальнейшем советские и монгольские войска в соответствии с пожеланием правительства Монголии (см. док. № 279) участвовали в совместных операциях по очищению территории Монголии от белогвардейских банд.
Укреплению советско-монгольской дружбы способствовало соглашение об установлении дружественных отношений между Россией и Монголией, заключенное 5 ноября 1921 г. в Москве (см. док. № 291).