Нота Полномочного Представительства РСФСР в Финляндии Министру Иностранных Дел Финляндии Холсти.
9 августа 1921 г. № 1851
Российское Правительство поручило Полномочному Представительству в Финляндии выразить Финляндскому Правительству крайнее удивление по поводу позиции, занятой последним в его ноте от 26 июля. Установление линии границы в отсутствие одной из двух договаривающихся сторон в принципе недопустимо, и разграничение, произведенное одной из сторон сепаратно, не может ни в коей мере рассматриваться иначе, как частное дело, не имеющее ни силы, ни юридического значения. Так как финляндские власти действовали подобным образам, их действия не могут истолковываться иначе, как насильственная аннексия российской территории.
Российское Правительство видит себя вынужденным обратиться к Финляндскому Правительству с энергичным протестом против подобного захвата территории России и заявляет, что ему трудно понять причины, по которым оно было бы обязано делать Финляндии новые территориальные уступки помимо тех, которые были установлены Юрьевским договором.
Принимая по внимание конфликт, вызванный действиями Финляндского Правительства, которое незаконно присвоило бесспорные владении русского народа в районе Вайда-Губы, Российское Правительство считает невозможным разрешить своей делегации продолжать работы по разграничению до тех пор, пока этот основной конфликт не будет улажен и пока бесспорно русская территория, не входящая в число уступок, сделанных Финляндии по Юрьевскому договору, будет оставаться в руках финляндских властей.
В случае, если разграничение не будет закончено в необходимые сроки, ответственность за это падет исключительно на Финляндское Правительство, которое, видимо, стремится в данном случае увеличить владения Финляндии путем одностороннего и неправильного разграничения.
Российское Правительство выражает надежду, что Финляндское Правительство не будет более настаивать на своих претензиях, не соответствующих Юрьевскому договору, и устранит, таким образом, расхождения в точках зрения, появившиеся, к сожалению, между обоими Правительствами по этому вопросу.
Гельсингфорс, 9 августа 1921 г.
Печат. по арх.
В упоминаемой ноте от 26 июля 1921 г. министерство иностранных дел Финляндии, ссылаясь на якобы имевшее место решение Советско-Финской пограничной комиссии от 1 апреля 1921 г. о работах по разграничению, «независимо от числа прибывших членов», на опоздание и малочисленность советской делегации, а также на отказ ее работать с финской делегацией «из-за расхождения во мнениях», заявляло:
«В связи с этим Правительство Финляндии не видит другой возможности, кроме той, что Финская делегация продолжит одна вести разграничение до того момента, пока к ней не присоединится Российская делегация».