Нота Правительства РСФСР Правительству Франции*.
13 июня 1921 г. № 13092
Российское Правительство позволяет себе напомнить Французскому Правительству свои заявления последнему от 22 апреля** в ответ на радиотелеграммы от 8 и 16 апреля. Российское Правительство указало на явное нарушение Французским Правительством Копенгагенского соглашения, устанавливающего, что Французское Правительство должно вернуть на родину, в Советскую Россию и на Украину, всех русских военных, а также всех гражданских лиц, которые заявят о своем желании вернуться, и что оно должно обеспечить перевозку их до гаваней или до границ Советской России или Украины. Это соглашение требует равным образом, чтобы судебные дела, начатые против русских или украинских выходцев, были прекращены и что новые дела не могут быть начаты против них до их выезда на родину, а также, что к ним не будут применены наказания, приговоры и требования фискального характера, объектами которых они были или могут стать.
В нарушение вышеупомянутых постановлений Французское Правительство, указав в своих радио от 8 и 16 апреля, что русские солдаты, вернувшиеся, по его заявлению, в гражданское состояние, равно как и другие выходцы из России, находятся еще во Франции, предложило Российскому Правительству перевезти их не до России или до Украины, а только до французской сухопутной или морской границы. Кроме того, по признанию самого Французского Правительства, не только не были прекращены начатые против русских выходцев судебные дела, но что большое число их еще подвергается режиму французских гражданских или военных тюрем.
22 апреля Российское Правительство заявило, что оно не может рассматривать предложения Французского Правительства иначе, как маневр, имеющий целью скрыть его недобросовестность по отношению к России. В то же время, принимая во внимание обстоятельства, сопровождавшие выполнение Копенгагенского соглашения, Российское Правительство заявило, что единственным выходам, отвечающим справедливости и его законным требованиям, была бы отправка во Францию Российской контрольной комиссии, которая могла бы на месте следить за осуществлением соглашения. Никогда не отступавшее от этого соглашения Российское Правительство еще раз настаивало на необходимости точно выполнить постановления, касающиеся возвращения на родину российских выходцев за счет Франции.
Не получив никакого ответа от Французского Правительства, оставившего без исправления все несправедливости, причиненные Российскому Правительству и его гражданам во Франции, Российское Правительство вынуждено констатировать, что Французское Правительство с очевидной преднамеренностью нарушает или не выполняет соглашение о репатриации. Российское Правительство поэтому вынуждено установить факт, что на одно лишь Французское Правительство падает ответственность за испытания, которым подвергаются французские граждане, прибывшие недавно из отдаленных областей и потому оставшиеся еще в России, среди которых имеется много женщин и детей, так как их возвращение на родину не может состояться вследствие фактической отмены Французским Правительством соглашения, заключенного по этому предмету.
Народный Комиссар по Иностранным Делам
Чичерин
Печат. по арх Опубл. в газ «Известия» № 126(1271), 14 июня 1921 г.
*Передана по радио на имя министра иностранных дел Франции Бриана.
**См. док. № 59.