Письмо Председателя Миссии Российского Красного Креста в Чехословакии Заместителю Министра Иностранных Дел Чехословакии Гирса.
20 апреля 1921 г. № 530
Милостивый государь,
Имею честь сообщить Вам, что согласно радиограмме Народного Комиссара по Иностранным Делам, Правительство РСФСР принимает целиком проект соглашения, выработанного при личных наших переговорах и подтвержденного в Вашем любезном письме от 31 марта 1921 г. за № С 8990/21.
Пользуясь случаем, прошу принять уверения в моем совершенном к Вам уважении1.
[Гиллерсон]
Печат. по арх.
В упоминаемом письме Гирса Гиллерсону от 31 марта (921 г. № С 8990/21 по вопросу об обмене торговыми миссиями между РСФСР и Чехословакией говорилось:
«Милостивый государь,
Отвечая на вопросы, затронутые во вчерашнем машем разговоре, честь имею сообщить следующее:
1. Относительно г. Аралова министр Бенеш держится того мнения, что ввиду успешности целой акции и во избежание могущих возникнуть неприятностей для г. Аралова после его приезда в Прагу, со стороны одной части здешней прессы, является весьма желательным, чтобы Советское Правительство назначило другое лицо, против которого не могли бы возникнуть ни с какой стороны какие-либо возражения.
2. Обе миссии, как в Праге, так и в Москве, кроме практической работы по осуществлению товарообмена и торговых сношений частных предприятий и фирм должны заниматься подготовительной работой для будущего русско-чехословацкого торгового договора.
3. Русская миссия будет состоять из 3 членов и 15 человек служебного персонала, экспертов и курьеров. Состав миссии Чехословакии будет приблизительно таким же.
4. Члены миссии, как русской, так и чехословацкой, будут пользоваться полным правом экстерриториальности, неприкосновенности личности и имущества, не подлежат ни обыску, ни аресту и могут быть судимы в случае какого-либо проступка только судом своего Правительства. Каждое Правительство имеет право в случае явного деяния против существующих законов страны удалить такового члена миссии из пределов своей территории и передать его властям его страны вместе с обвинительным материалом.
5. Члены миссии и курьеры будут пользоваться на основе взаимности покровительством Правительств и всякой поддержкой при осуществлении служебных посадок, телеграфной связи со своим Правительством и вообще при исполнении прямых задач, причем желательно, чтобы т. н. дипломатические вализы своим объемом и весом не превышали обыкновенного размера.
6. Министерство Иностранных Дел предпримет все необходимые меры для осуществлении намеченных здесь целей, равно как и для отыскания помещения для миссии и свободного проезда через другие государства.
7. Со стороны Министерства Иностранных Дел не встречается никаких препятствии к получению Вами для вывоза в Россию денег, находящихся на хранении в сейфе в Живнобанке, и их доставке на пограничную станцию и сопровождении особого чиновника Министерства Финансов, которое о сем одновременно уведомляется.
8. Сообщая о вышеизложенном, прошу передать это вашему Правительству и просить его согласия.
Прошу принять уверение в моем совершенном к Вам уважении».
1В середине 1921 г., вскоре после обмена торговыми делегациями, между РСФСР и Чехословакией начались переговоры о заключении торгового соглашения. Они продолжались около года. Советско-чехословацкое торговое соглашение было подписано 5 июня 1922 г.