Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел РСФСР Посланнику Финляндии в РСФСР Ахонену.
11 апреля 1921 г. № 11/592
Милостивый государь,
Народный Комиссариат по Иностранным Делам получил Вашу ноту № 167 от 31 марта и Вашу вербальную ноту № 218 от 9 апреля относительно арестов в Пораярви, а также Вашу вербальную ноту № 196 от 5 апреля, содержащую уведомление о прекращении курьерской связи между нашим Правительством и нашим Полномочным Представителем в Гельсингфорсе.
Российское Правительство не может скрыть своего удивления по поводу того, что оно получило Вашу ноту одновременно с раскрытием заговорщицкой деятельности агрессивно настроенных элементов в Карелии, проводящейся в особенности через газеты «Илталехти» и «Суунта», где эти элементы, тесно связанные с антисоветским заговорщицким центром в Финляндии, распространяют идею священной войны против России. В то самое время, когда Финляндское Правительство официально взяло под свою защиту членов бывшей милиции в Пораярви, осужденных за политическую деятельность против Карельской Коммуны, нам стало известно, что руководство милиции в Репола и Пораярви самым тесным образом связано с антисоветскими заговорщицкими центрами в Финляндии. Это совпадение станет еще более поразительным, если мы вспомним обращение главы Финляндского Правительства к тем элементам в этих же районах, которые враждебно относятся к Карельской Коммуне и Российской Республике. Это вопиющее нарушение Мирного договора между Финляндией и Россией совершается в то самое время, когда Финляндское Правительство вопреки условиям этого же Договора лишает нас права на курьерскую связь с нашим Представителем в Гельсингфорсе.
Вопреки условиям Договора Финляндское Правительство отказывает нашему Правительству в праве иметь торговую делегацию в Гельсингфорсе, в связи с чем Российское Правительство вынуждено было при нынешних обстоятельствах оставить мысль о возобновлении торговых отношений с Финляндией. Финляндское Правительство вопреки условиям Договора лишило нас даже права проезда через Финляндию, также гарантированного России Мирным договором. Финляндское Правительство отказалось предоставить Российской Миссии даже жилой дом, который она имела право получить.
В то время, когда наша курьерская связь еще не была прервана Финляндским Правительством, курьеры, которых мы посылали в Финляндию, оказывались объектами возмутительного обращения, причем финляндские власти изымали у них даже книги и газеты, которые они везли в Россию. Финляндское Правительство не возвратило нам деньги, отобранные у курьера Экке, и отказалось также предоставить России места в санатории в Халила, относительно которых была достигнута договоренность. Оно отказалось освободить наших граждан, находящихся в заключении в тюрьмах Гельсингфорса. Финляндские власти в полное нарушение Мирного договора прервали даже нашу телеграфную связь с районом Печенги. Финляндское Правительство до сих пор не предприняло никаких шагов по ограждению нашей Миссии от крайне несправедливых и оскорбительных нападок прессы, причем даже правительственные газеты принимают участие в кампании лжи и оскорблений против нашего Представителя и, следовательно, против Российской Республики, которая представлена в Гельсингфорсе нашим Посланником.
Учитывая все это, Российское Правительство вправе задать вопрос, считает ли еще себя Финляндское Правительство связанным условиями Мирного договора, и если так, то когда оно намерено приступить к выполнению Договора?
Примите, милостивый государь, заверения в моем полном уважении.
[Чичерин]