Нота Министра Иностранных Дел Дальневосточной Республики Государственному Секретарю США Юзу.
28 марта 1921 г.
Уважаемый сэр,
Позвольте мне от имени Дальневосточной Республики и ее Учредительного Собрания, собравшегося в настоящее время, просить Вас передать вашему Правительству следующее: Учредительное Собрание, состоящее в огромном своем большинстве из крестьянских представителей, рассматривая пути и способы взаимной информации, а также установления мирных торговых и политических отношений с Соединенными Штатами Америки, в частности пути и средства для тщательного изучения высокоразвитой экономической организации индустриальной и в особенности сельскохозяйственной жизни, что так важно для возрождения Дальнего Востока, считает целесообразным послать в Соединенные Штаты специальную Миссию Собрания, состоящую в основном из крестьян, в сопровождении атташе Министерства Иностранных Дел.
Буду признателен, если ответ - как я надеюсь, благоприятный - будет получен в ближайшее время, до закрытия Собрания, которое последует в начале весны. Частные вопросы, касающиеся числа членов и состава Миссии, могли бы, в случае положительного решения, быть улажены через посредство Консула Соединенных Штатов во Владивостоке1.
Чита, 28 марта 1921 г.
Министр Иностранных Дел Дальневосточной Республики
Краснощеков
Печат. по арх.
1 Государственный департамент США не ответил на настоящую ноту
МИД ДВР.
В начале сентября 1921 г. глава миссии ДВР в Китае И. Л. Юрин при посещении посла США в Пекине снова поставил вопрос о допуске делегации ДВР в Соединенные Штаты. В конце сентября 1921 г. посольство США в Пекине передало заместителю главы миссии ДВР в Китае А. Ф. Агареву текст телеграммы госдепартамента США, в которой выражалось согласие на приезд в Соединенные Штаты торговой делегации ДВР. Госдепартамент обещал оказать делегации «неформальную помощь», что, однако, не означало, как подчеркивалось в телеграмме, официального признания ДВР.
15 октября 1921 г. специальная делегация ДВР выехала через Пекин в США и 3 декабря прибыла в Вашингтон. 8 декабря делегация посетила госдепартамент и вручила свои мандаты на право общего представительства ДВР в США, а также на конференции по ограничению морских вооружений и по тихоокеанским и дальневосточным вопросам, открывшейся в Вашингтоне 12 ноября 1921 г. (см. прим. 38).
Несмотря на неоднократные обращения к председателю Вашингтонской конференции Юзу, делегация ДВР не была допущена к участию в конференции, и ее деятельность в США на протяжении многих месяцев в основном заключалась в попытках установления связей с представителями американских политических и деловых кругов, с прессой, а также в публикации документов, разоблачавших агрессию Японии на русском Дальнем Востоке.
В условиях острых японо-американских противоречий на Дальнем Востоке опубликование делегацией документов вызвало известный интерес в Соединенных Штатах. Сенат США принял решение внести в свои протоколы полный текст брошюры «Японская интервенция на русском Дальнем Востоке», изданной делегацией ДВР в Вашингтоне.
В связи с обсуждением на конференции 23 января 1922 г. «сибирского вопроса» и выступлением на заседании дальневосточной комиссии конференции японского делегата Сидехара, заявившего о готовности Японии вынести своп войска из России, делегация ДВР 28 января опубликовала специальную декларацию. Декларация вскрывала неискренность заявления японского правительства, которое за один только 1921 г. 11 раз давало обещания эвакуировать войска, но так их и не выполнило. Делегация ДВР потребовала немедленного вывода японских войск с территории русского Дальнего Востока.
Деятельность делегации ДВР в США содействовала разоблачению антисоветских интриг империалистических держав на Дальнем Востоке.