Нота члена Коллегии Народного Комиссариата Иностранных Дел РСФСР Министру Иностранных Дел Греции Венизелосу.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1921.03.28
Метки: 
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Том 4. стр. 35. Москва. Госполитздат. 1960г.

28 марта 1921 г. № 6832

Ваше Превосходительство,

На юге России, в частности на Кавказе, находится боль­шое число греческих подданных, которые желают возвра­титься в свою страну. Правительство Советской Республики, со своей стороны, не желает препятствовать их репатриации, как оно уже имело возможность довести до сведения Грече­ского Правительства через посредство профессора Фритьофа Нансена.

По поручению моего Правительства и по просьбе группы греческих подданных, проживающих в России, имею честь просить Вас сообщить мне, готово ли Правительство принять своих сограждан из России и намерено ли оно в таком слу­чае снабдить их способами передвижения 1.

Я позволю себе рекомендовать Вам воспользоваться для этого судами, которые заходят время от времени в Новорос­сийск. Именно из этого порта репатриацию можно было бы осуществить самым благоприятным образом.

Примите, милостивый государь, уверения в моем высоком уважении.

М. Литвинов.

Полномочный Представитель в Эстонии,

член Коллегии Комиссариата Иностранных Дел

Печат. по арх.

1Советское правительство неоднократно ставило перед правитель­ством Греции вопрос о репатриации греческих подданных, проживавших в России. Так, в феврале 1921 г. полпред РСФСР в Эстонии М. М. Лит­винов перо греческого посланника в Ревеле дважды предлагал греческому правительству допустить их в Грецию. Однако в тот период греческое правительство отклонило внесенные предложения.

Комментируемый документ свидетельствует о стремлении Советского правительства удовлетворить пожелания греческих подданных о репатриа­ции (см. также док. № 152).

28 июня 1921 г. 1-й съезд трудящихся греков Кубани и Черноморья обратился через Наркоминдел РСФСР к правительству Греции, а также к Ф. Нансену с просьбой о принятии мер для переселения греческих под­данных в Грецию.

В обращении съезда к правительству Греции, в частности, говорилось: «Наш голос почему-то до сего времени не был услышан... Не желая де­лать никаких выводов из этого неопределенного положения и не теряя надежду на то, что греческое правительство поймет наконец необходи­мость принятия нас, мы категорически настаиваем на этой просьбе, так как неудовлетворение нашей просьбы даст повод к нежелательным для греческого правительства мнениям о нем в народе».

Обращение съезда было передано представителем РСФСР в Германии греческому представителю в Берлине. Одновременно правительство РСФСР выразило готовность разрешить выезд на родину греческим под­данным и «приступить к переговорам с правительством Греции о заклю­чении специального соглашения по вопросу о репатриации». Тем не менее в середине августа 1921 г. правительство Греции заявило через Ф. Нан­сена, что оно отказывается принять репатриантов, так как не знает, куда направить их на жительство.

11 сентября 1921 г. НКИД направил представительству РСФСР в Германии следующую телеграмму: «Просим передать греческому послан­нику в Берлине, что в Новороссийске скопилось 15 тыс. греческих поддан­ных: инвалидов, стариков, детей и женщин, получивших разрешение на выезд. Греки не могут выехать за отсутствием в Новороссийске парохо­дов, направляющихся в Грецию. Необходимо, чтобы греческое правитель­ство срочно направило пароходы в Новороссийск, поставив нас в извест­ность». 28 октября НКИД повторно телеграфировал в Берлин для пере­дачи греческому посланнику о необходимости присылки пароходов.

Репатриация греческих подданных из Новороссийска началась в конце 1921 г.