Записка заместителя наркома внутренних дел РСФСР Е.Г. Ширвиндта председателю Подготовительной комиссии при СНК СССР и СТО Г.М. Леплевскому о проекте постановления «Об управлении и содержании кулацких поселков». 24 апреля 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.04.24
Источник: 
Политбюро и крестьянство: Высылка, спецпоселение. 1930—1940 гг. Книга II. Москва. РОССПЭН 2006 стр. 215-216
Архив: 
ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 12 а. Д. 144. Л. 10-11 об. Машинописный подлинник, подпись - автограф. Л. 10- бланк НКВД РСФСР.

П-110

Записка заместителя наркома внутренних дел РСФСР Е.Г. Ширвиндта председателю Подготовительной комиссии при СНК СССР и СТО Г.М. Леплевскому о проекте постановления «Об управлении и содержании кулацких поселков»64

Секретно

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНУЮ КОМИССИЮ ПРИ СНК СССР И СТО

тов. ЛЕПЛЕВСКОМУ

копия: ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СНК РСФСР тов. ЛЕБЕДЬ

Ознакомившись с представленным ОГПУ на рассмотрение Подготовительной Комиссии проектом постановления «об управлении и содержании кулацких поселков», считаю необходимым сообщить Вам следующие соображения по этому вопросу:

1)    Проект по[-]видимому касается тех кулацких хозяйств, которые по распоряжению соответствующих органов высланы за пределы края (области) или округа. Совершенно естественно, что условия управления и содержания этих поселков не являются приемлемыми для поселков[,] образуемых из тех подвергшихся раскулачиванию хозяйств, которые оставлены в пределах района, как не оказавшие активного противодействия мероприятиям советской власти (т. н. 3 категория). Ввиду этого необходимо в первой же статье проекта более точно (чем это сделано ОГПУ) определить категории раскулаченных хозяйств, которые должны быть водворены на поселки, образуемые в порядке[,] предусмотренном проектом.

2)    Проект совершенно оставляет в стороне вопрос: что же будут представлять из себя «кулацкие поселки» в хозяйственном отношении, в частности, подлежат ли наделению земельными угодьями, в каком порядке и пределах труд их населения используется на массовых работах хозорганизаций и др.

3)    Проект предусматривает двойное подчинение комендантов кулацких поселков - Райисполкомам и органам ОГПУ. При этом проект по линии подчинения коменданта РИКу лишь в части хозяйственно-культурного обслуживания жителей поселка, устанавливая, что в оперативном и административном отношении (в частности, по линии охраны революционного порядка) он подчиняется Уполномоченному ОГПУ.

Изымая таким образом в значительной мере из подчинения Райисполкому коменданта поселка, проект совершенно игнорирует наличие в составе РИКа специального аппарата, ведущего работу по охране рев-порядка и общественной безопасности в районе (Райадмотделения), из ведения которого изымаются вопросы охраны порядка в «кулацких поселках». Следует признать такое положение, когда при наличии в составе РИКа специального органа, ведающего вопросами административного управления в районе, функции управления кулацкими поселками возлагаются на органы ОГПУ, совершенно неприемлемым и сужающим права местных советских органов.

Ввиду этого непосредственное руководство деятельностью коменданта поселка должно осуществляться Райисполкомом через районные

административные отделения. Органам же ОГПУ должно принадлежать осуществление надзора за кулацкими поселками и за деятельностью коменданта, в порядке осуществления функций по охране революционного порядка возложенных на ОГПУ.

4) Едва ли есть необходимость включать в положение о поселках момент, касающийся лишения избирательных прав. Вопросы лишения и восстановления в избирательных правах предусмотрены избирательной инструкцией ЦИК СССР и нет надобности вносить изменения в основные положения, установленные этой инструкцией, в частности, нет никаких оснований сокращать срок трудового стажа, необходимого для восстановления в избирательных правах (прим, к ст. 5 проекта).

Вместе с тем необходимо предусмотреть вопрос, связанный с дальнейшей судьбой несовершеннолетних членов кулацких хозяйств. В частности, особое внимание следовало бы уделить лицам, достигшим совершеннолетия с 1 января 1930 года, а также предусмотреть возможность для несовершеннолетних выхода из поселка при поступлении на работу по найму или перехода на иждивение трудящихся.

5.    Организацию в кулацких поселках культурно-бытовых и хозяйственных групп для «содействия коменданту в разрешении хозяйственных и культурно-бытовых вопросов» (п. 5) следует признать неприемлемой.

Если вообще лица, лишенные избирательных прав, не могут быть допущены к осуществлению каких[-]либо функций, связанных с управлением, то тем более никаких изъятий в этом отношении не может быть допущено в отношении тех кулацких элементов, которые оказывали сопротивление мероприятиям советской власти и подвергались выселению за пределы края или округа.

6.    Проектируемое введение круговой поруки жителей поселка (ст. 7) следует отвергнуть. Круговая порука в поселке является нецелесообразной, т. к. может послужить как раз моментом, сплачивающим население «кулацкого поселка» и препятствующим культурно-воспитательной работе среди наименее злостных элементов и молодежи и не способствует выявлению виновных в каждом отдельном случае.

7.    Самый размер поселка (500 хозяйств) является слишком значительным и затруднит охрану на его территории ревпорядка и общественной безопасности. Предельное количество хозяйств, включаемых в состав одного поселка, должно быть значительно уменьшено.

Указанные выше соображения приводят к выводу о необходимости коренной переработки проекта закона «об управлении и содержании кулацких поселков», для чего прошу образовать Комиссию, включив туда представителя от РСФСР. (Комиссия т. Толмачева.) Приложение65: Проект НКВД.

НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Е. Ширвиндт

Дата и исходящий номер проставлены от руки. Нал. 10 вверху рукописная помета: «Получено из секрет[ного] отд[ела] 8.У1.», подпись-росчерк (неразборчиво). Гриф секретности машинописью, ниже также машинописью делопроизводственная помета. На л. 11 слева рядом с напечатанной должностью «НАРОДНЫЙ КОМИССАР...» поставлена от руки вертикальная черта (знак замещающей подписи: документ подписан вместо наркома его заместителем).

64    Проект, разработанный ОГПУ, вызвал решительный протест руководства НКВД РСФСР, особенно в части, которая касалась системы управления спецпоселками. Проект предусматривал принцип двойного подчинения комендантов райисполкомам по месту расположения поселков и органам ОГПУ. К этому времени в регионах массовой высылки «кулаков 2-й категории» управление спецпоселками реально осуществлялось краевыми и местными административными отделами, являвшимися структурами НКВД. Последние подбирали и назначали комендантов, а охраняли поселки сотрудники милиции. В дальнейшем, когда управление спецпоселками перешло в ведение НКВД (май - июнь 1930 г.), возникла необходимость создания при краевых (областных) адмуправлениях комендантских отделов.

 

65    Проект НКВД не публикуется.