Проект постановления «Об управлении и содержании кулацких поселков», представленный ОГПУ в комиссию В.В. Шмидта. [Не позднее 11 апреля 1930 г.]
П-109
Проект постановления «Об управлении и содержании кулацких поселков», представленный ОГПУ63 в комиссию В.В. Шмидта
Секретно
1. ПОРЯДОК РАССЕЛЕНИЯ
1. Все высланные кулаки расселяются отдельными поселками. Размеры поселков, как правило, 500 дворов.
II. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
А) Поселковые управления.
2. В каждом поселке учреждается поселковая комендатура.
3. Во главе комендатуры стоит комендант, назначаемый Райисполкомом и утверждаемый Окрисполкомом, по согласованию с органами ОГПУ. В помощь коменданту каждого поселка дается один милиционер. Минимальное количество технических работников определяется РИКом по согласованию с органами ОГПУ, и содержится за счет поселенцев. При этом допускается подбор технических работников из среды кулацкой молодежи.
4. Поселковый комендант подчинен в вопросах административного управления, организационных и хозяйственных - Райисполкому. Комендант в оперативном отношении подчинен Район[ному] Уполномоченному ОГПУ (особенно по вопросам охраны рев[олюционного] порядка).
5. Поселенцы (кулацкие семейства) являются лишенными избирательных прав, в силу чего в поселке никакие органы самоуправления не создаются.
Для содействия коменданту в разрешении хозяйственных и культурно-бытовых вопросов по назнач[ению] ком[енданта] (и с согласия местн[ого] орг[ана] ГПУ) могут быть созданы группы - культурно-бытовая и хозяйственно-производственная, каждая в количестве от 3 до 5 человек.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Краевым (областным) исполкомам предоставляется право по истечении трехлетнего срока пребывания в поселении, по ходатайству комендантов, в случаях примерного поведения, работы, лойяльного отношения к Соввласти и т.д., - восстанавливать в избирательных правах отдельных кулаков, семейства, в особенности молодежь, со всеми вытекающими от сюда последствиями.
6. Поселковому коменданту предоставляется право административного ареста до 7 суток (в случаях неподчинения распоряжениям, неисполнения инструкций и т. д.); аресты в случаях необходимости изоляции проводятся с согласия район[ного] уполн[омоченного] ГПУ с соответствующим их оформлением.
7. В поселках вводится круговая порука за сохранение общественно-политического порядка; для обеспечения этого поселковым комендантом назначается на каждые 10-20 семей старший, который является ответственным перед комендантом. Старший обязан следить за выполнением своей группой семейств всех законов и административных, хозяйственных и других распоряжений коменданта. Старшему вменяется в обязанность выявлять виновных в нарушении законов и невыполнении инструкции и распоряжений коменданта и доносить коменданту. В случае укрытия виновных и недонесения, к ответственности привлекается старший.
8. Культурно-хозяйственное обслуживание кулацких поселков возлагается на районные исполнительные комитеты через поселковых комендантов по особому плану, утвержденному Окрисполкомом.
В этом отношении поселковый комендант подчиняется Райисполкому.
10. Выдача особых видов на жительство производится поселковым комендантом.
Выезды из пределов поселка разрешаются поселковым комендантом, а из пределов участка (района) - райуполномоченным ОГПУ.
11. Все судебные дела гражданского порядка рассматриваются судебными органами на общих основаниях. Дела же политического и уголовного характера рассматриваются органами ОГПУ во внесудебном порядке.
2. ВОПРОСЫ БЮДЖЕТА
Содержание поселковых и участковых (районных) комендатур, милиции, расходы на народное образование, медицинскую помощь, содержание нетрудоспособных, противопожарной охраны и расходы на другие общественные надобности - относятся за счет поселенцев. Для этого образуются краевые (областные) фонды в порядке отчисления хозяйственными организациями определенного процента с заработка кулаков. Норма процентных отчислений определяется краевыми (областными) Исполкомами в размере действительной потребности, но не свыше 25% с заработка.
На л. 7 вверху рукописные пометы: 1) «Получено т. Антоновым-Саратовским от т. Ширвиндта. 10.VI.», подпись-росчерк (неразборчиво). 2) «10.VI. Представитель ОГПУ т. Зарин подтвердил, что это проект в редакции ОГПУ. По наведенным справкам оказалось, что этот проект т. Ширвиндт получил от т. Кротова, который сказал т. Ширвиндту, что это и есть проект в редакции ОГПУ. 8.VI». подпись-росчерк (неразборчиво). Ниже приписка рукой секретаря В.В. Шмидта А. Кротова: «Материала т. Ширвиндту я не давал и не утверждал, что этот документ является проэктом ОГПУ. Этот материал я передал т. Шмидту. А.Крот[ов].13/V1.30 г.». Гриф секретности на л. 7 вверху справа (от руки). Под ним напечатано: «ПРОЭКТ».
63 Руководство страны осознавало необходимость внесения ряда изменений в законодательство в связи с «раскулачиванием» и началом массовых карательных операций в деревне. Уже 3 февраля 1930 г. СНК СССР в протокольном порядке принял постановление, п. 9 которого гласил: «Поручить Управлению делами СНК СССР и СТО в трехдневный срок представить в СНК проект законодательных изменений, вытекающих из системы мероприятий по ликвидации кулачества...» (Трагедия советской деревни... Т. 2. С. 171). Однако ввиду сложности данной задачи сроки подготовки постановления неоднократно переносились: с 21 февраля на 26 февраля, затем с 1 на 16 марта, а 16 марта СНК поручил своей Подготовительной комиссии (ПК) переработать проект постановления (ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 457. Л. 55, 56, 59). После передачи вопроса в ПК была сформирована особая комиссия под председательством В.П. Антонова-Саратовского, в которую помимо членов ПК вошли представители НКВД РСФСР и ОГПУ. Именно два последних органа были наиболее заинтересованы в скорейшем создании законодательно-нормативной базы организации и функционирования системы спецпоселений. Обсуждался вопрос об издании специального общесоюзного закона. Одновременно ставилась задача подготовки положения о спецпоселках, которое было призвано упорядочить и регламентировать создание и существование в дальнейшем «кулацких поселков». Публикуемый проект постановления «Об управлении и содержании кулацких поселков», разработанный ОГПУ, стал одним из первых документов в этом ряду. Именно о нем шла речь на заседании комиссии Шмидта 11 апреля 1930 г., п. 7 которого предусматривал передачу проекта постановления на рассмотрение Политбюро (Трагедия советской деревни... Т. 2. С. 379). Однако данный проект, оказавшийся в ПК СНК СССР, был подвергнут критике со стороны руководства НКВД РСФСР (См.: следующий документ).