6 ноября 1935 г. — Докладная записка директора Кировского машиностроительного и металлургического завода К. М. Отса секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину о перспективах производства скоростных танков Т-28 и Т-29 в 1936 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1935.11.06
Источник: 
Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1933-1937). М. 2011, стр. 424-425.
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 2. Д. 128. Л. 1-3. Подлинник.

Докладная записка директора Кировского машиностроительного и металлургического завода К. М. Отса секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину о перспективах производства скоростных танков Т-28 и Т-29 в 1936 г.

6 ноября 1935 г.
Секретно.

Рапортом от 6 октября 1935 г. я доложил, что произведенные в 1935 г. конструктивные улучшения танка Т‑28 повысили его скорость на 50%, в среднем на 16‑20 км/ч, против изготовляемых ныне машин. Достигнутая скорость дает новую военно-тактическую оценку Т‑28, как основной боевой единицы среднего класса, и открывает широкие перспективы дальнейшего конструктивного улучшения. Между тем АБТУ РККА ставит вопрос о прекращении в 1936 г. производства этих машин на нашем заводе в связи с переходом на производство колесно-гусеничной машины Т‑29. При этом упускается из вида, что освоение производства новой машины при самых боевых темпах и величайшем напряжении займет от 4‑6 месяцев, в течение коих выпуск машин Т‑28 должен быть прекращен, а новые машины еще выходить не будут. Такой переход не только ослабляет мобилизационную готовность, но и снова вводит Кировский завод в длительный период освоения новой машины, недостаточно проверенной в конструктивном отношении и требующей для ее усовершенствования 1‑2 года цеховой работы.

Как показывает пример мировых автомобильных и тракторных заводов, технический прогресс заводов транспортного машиностроения идет по линии органического конструктивного и производственного улучшения машин, находящихся на производстве данного завода. Скоростная машина Т‑28А, обладая максимальной скоростью в 65 км и средней — 46, превышает среднюю скорость Т‑29, достигнутую на войсковых испытаниях: на гусенице — 42 км, на колесах — 39 км. Отсюда видно, что танк Т‑29 по своим тактическим качествам пока еще ниже Т‑28А и нуждается в дальнейших продолжительных конструктивных улучшениях и ни в коем случае не может рассматриваться, как машина, заменяющая последнюю.

До сих пор специалисты-танкисты считали, что гусеничные тяжелые машины не могут выдержать продолжительных скоростных пробегов вследствие износа гусениц и разрыва отдельных звеньев. На машине Т‑28А мы испытали усиленную экспериментальным путем гусеницу и достигли хороших результатов с литыми звеньями. При переходе же на штампованные звенья мы можем гарантировать длительные скоростные пробеги не более 1 тыс. км машины Т‑28А без повреждения гусеницы.

Докладывая вышеизложенное, выражаю твердую уверенность в том, что ставить в 1936 г. на серийное производство Т‑29 в таком конструктивном оформлении, как в настоящее время, совершенно нецелесообразно, поэтому прошу Вашей директивы о сохранении на производстве Кировского завода машины Т‑28 с теми конструктивными изменениями и улучшениями, которые уже осуществлены и намечаются в дальнейшем.

Директор завода К. Отс

Помета: «Тов. Орджоникидзе. В чем тут дело? И. Сталин».

РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 2. Д. 128. Л. 1-3. Подлинник.