27 августа 1934 г. — Справка Сектора обороны Госплана СССР о состоянии электрослаботочной промышленности в 1933-1934 гг.
Справка Сектора обороны Госплана СССР о состоянии электрослаботочной промышленности в 1933-1934 гг.
1. По радиостанциям
М‑3 обеспечивает подачу в количествах, предусмотренных правительством и вполне соответствующих производственным возможностям большинства заводов. Необходимо только несколько разгрузить завод им. Ленина (15 ск. 15 су), завод им. Козицкого (14 ск.) и завод им. Коминтерна, тогда по первому заводу будет совершенно реальной подача 380 аэродромных станций (11 АК), а завод Козицкого и «Коминтерн» смогут расширить производство морских раций. Для осуществления указанных мероприятий необходимо привлечь заводы НКСвязи и ГУГВФ. Здесь же необходимо отметить, что снабжение аэродромных станций лампами БТ‑500 базируется исключительно на импортном тантале и, частично, танталовой руде. Это создает большую угрозу выпуску аэродромных станций, так как добыча и особенно обработка его сосредоточена в трех-четырех странах (Германия, Англия, США). Необходимо сейчас же решить вопрос об импорте 150‑200 кг тантала для неп[рикосновенного] запаса и параллельно этому дать задание геологоразведочным организациям об изыскании танталовых руд, а промышленности — о серьезном освоении производства тантала (сейчас этим частично занимается «Электрозавод»).
2. Телефония и телеграфия
НКОбороны дана заявка, превышающая 591 тыс. аппаратов, в том числе 565 телефонных аппаратов «Цна‑ф» и «Цна‑и» и 121 тыс. комплектов запчастей к ним. НКТП принято к подаче 544 тыc. телефонов (518 тыс. «Цна‑ф» и «Цна‑и») и 121 тыс. комплектов запчастей. Такая подача по существу исчерпывает все возможности заводов по телефонам, так что для удовлетворения потребностей народного хозяйства и всей страны в средствах связи на военное время по существу ничего не остается или остается слишком мало. Объективных оснований к такому напряжению нет. Так, наличие телефонных аппаратов у НКО на начало 1934 г. составляло ...¹* тыс. шт.ук. Убыль телефонов во время войны исчислена в 100‑150%, что является, несомненно, преувеличением. Исходя из этого, было бы более правильно определить подачу телефонов на год войны в 350‑375 тыс. штук.
По телефонии М‑3 целесообразно пересоставить; пересоставление должно обеспечить не только нужды НКОбороны, но и самые безотлагательные нужды страны, последние в настоящем «М‑3» ни в какой степени не предусмотрены. По телеграфным аппаратам основная часть заявки падает на НКСвязь; с подачей НКТП по телеграфным аппаратам необходимо согласиться. М‑3 НКСвязи — еще нет.
3. Провода телефонные и телеграфные
Предлагаемое сокращение подачи телефонных аппаратов, несомненно, должно повлечь и сокращение по телефонным проводам, которых для НКО намечено около 1200 тыс. км. Сокращение здесь не будет пропорциональным сокращению аппаратов, но тем не менее оно будет значительным (20‑25%). По телеграфной проволоке у нас нет еще проработанного ГВМУ материала.
4. Приборы управления (электрифицир[ованные])
Совершенно неудовлетворительно обстоит дело с большими прож[екторными] станциями типа 3‑15‑4 (с 150 см отражателем). Из 900 заявленных станций Прожекторный завод в состоянии собрать только 230 шт. Но, что еще хуже, эти 230 станций не обеспечены отражателями. Константиновский завод в состоянии дать максимум 55 отражателей, в спецрезерве имеется 105 отражателей и не хватает 70 шт. на первый год. Последующий год дает еще больший дефицит, так как исчезает спецрезерв. Недостаток отражателей указан при полном отсутствии запасных отражателей к прож[екторным] станциям (заказ по которым НКОбороны предъявлен в размере 450 шт.), что абсолютно недопустимо. Форсированная постройка завода зеркальных отражателей — единственный выход, так как импорт отражателей в таких количествах, при стоимости каждой штуки около 2 тыс. руб. золотом, едва ли возможен. По ряду других станций и прожекторов (ПС‑АП‑1; АЭС‑1; Э‑1; МПЭ‑3‑75 и др.) мы имеем также очень тяжелое положение. С вводом в эксплуатацию нового прожекторного завода положение значительно улучшится, но реализация этого улучшения возможна только при условии расширения производства отражателей. С последним положение из рук вон плохо, так вопрос строительства 330, несмотря на ряд решений правительства, стоит на мертвой точке.
Требование на ПУАЗО Крузе в размере 330 комплектов удовлетворяется с избытком — 365, чем перекрывается недостача по механическим «Крузе» с Подольского завода. По ПУАЗО Снедри не имеется еще утвержденного образца, поэтому промышленность приняла подачу в объеме 10 комплектов, находящихся в производстве опытной серии. По электрифицированным приборам управления вопросы М‑3 проработаны совершенно недостаточно. В присланных материалах есть только заявка управления военных приборов ГАУ и отсутствуют полностью заявки на особую технику УПС и УВМС, являющихся крупнейшими заказчиками. Кроме того, в присланном материале нет необходимой ясности с планом производства на только что вступающих в эксплуатацию заводах — ЗАТЭМ и «Радиоприбор». По этим заводам необходимо определить не только производственные возможности на первый год войны, но и наметить план окончания их строительства, перспективы освоения, с тем, чтобы была полная ясность с подачей приборов этими новыми заводами на последующие годы войны. Без основательной проработки перспектив развития на военный период двух крупнейших, вступающих в строй заводов, М‑3 будет куцым и незаконченным.
5. Приборы управления и наблюдения (оптико-механические)
Заказы на оптико-механические приборы в большинстве удовлетворяются в достаточном размере, а по многим номенклатурам — полностью. Удовлетворяются полностью заявки НКОбороны на оптические прицелы для танкового и противотанкового вооружения, для стрелкового оружия, для артиллерии. Сравнительно благополучно разрешается задача снабжения приборами военно-морских сил, хотя по отдельным приборам мы имеем здесь большой дефицит. Потребность в перископах для подводных лодок (96 шт.) удовлетворяется полностью; то же по прицелам для пушки Б‑2, для 12 и 14‑дюймового железнодорожного транспортера. По пятиметровым стереотрубам, пятикратным прицельным трубам, рамическим прицелам для 180‑мм орудий промышленность дает больше, нежели заявлено УВМС. Недодача имеется по трехметровым дальномерам (заявлено 50, удовлетворено 35), по полутораметровым (нет на производстве), по перископам командира батареи (заявлено 16, дается 12), по визирам центральной наводки для железнодорожных батарей (24 и 12) и по галилеевским биноклям (3000 и 1250).
Значительно хуже обстоит дело с вооружением приборами военно-воздушных сил. Их и без того небольшие заявки промышленностью основательно срезаны за отсутствием производственных мощностей. Так, по наиболее совершенному прицелу для бомбовозов (в первую очередь тяжелых) ОПБ‑2 при потребности в 1 тыс. шт. максимальная подача определена в 630 шт.; по прицелам ОПБ‑1 потребность 3 тыс., удовлетворение — 1250 шт. Прицелы для высокого торпедометання (СП‑123) — не подаются совершенно. Прицелы для пушки АПК вынуждены заменять примитивным прицелом ОП‑1 (пулем[етным]).
Очень большой недостаток по спец[иальным] аэрофотоаппаратам. Если по АФА‑13 удовлетворение достигает 500, то по АФА‑а‑15 промышленность в состоянии дать не больше 20 комплектов при заявке в 500 штук.
Считаю присланный план по оптико-механическим приборам приемлемым с тем условием, что будут закончены работы 1934 г. по заводу № 19; в первые месяцы войны будут расширены площади завода ЛОМЗ (или достройка, или использование готовой картонной фабрики); по ГОМЗу, помимо приобретения необходимого дополнительного оборудования для ОПБ‑2, будет осуществлен переход с кустарного и полукустарного метода производства на серийный и крупносерийный метод с разработанным технологическим процессом.
По проволоке, лампам — материал еще не прислан; по источникам питания — прислан недавно и мною еще не проработан. По этим вопросам, играющим очень большое значение и во многих случаях являющимся узким местом, позже будет дано дополнительное заключение.
П. Краснобаев
Примечание:
¹* Пропуск текста в документе.
РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 91. Д. 2176. Л. 18-20. Копия.