Не позднее 17 июля 1934 г. — Докладная записка начальника Особого конструкторского бюро-3 Кислова наркому обороны СССР К. Е. Ворошилову о важности работы бюро для создания новых видов боеприпасов

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1934.07
Источник: 
Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1933-1937). М. 2011, стр. 287-288.
Архив: 
РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 1137. Л. 1-3. Заверенная копия.

Докладная записка начальника Особого конструкторского бюро-3 Кислова наркому обороны СССР К. Е. Ворошилову о важности работы бюро для создания новых видов боеприпасов

Не позднее 17 июля 1934 г.¹*
Секретно.

В 1932 г. ОГПУ было организовано Особое конструкторское бюро (ОКБ) для работ в области проектирования новых видов боеприпасов. Основной производственно-технической установкой ОКБ являлось задание широкого творческого охвата специальных видов боеприпасов, как для артиллерии, авиации, так и для стрелкового вооружения, во-первых, ввиду общности основных их нужд, во-вторых, ассимиляции здоровых идей одной области в другую.

В процессе двухлетней работы организовался технический коллектив в числе десяти человек крупных инженеров с большим инициативным уклоном, проводящий свою работу исключительно на экспериментальной почве. Имея небольшую мастерскую и держа связь с рядом научно-исследовательских организаций, ОКБ был создан ряд образцов боеприпасов, построенных на совершенно новых принципах и отвечающих наиболее насущным потребностям Красной армии. Большинство из них прошли уже первую опытную стадию и, получив положительную оценку, перешли в область более широких полигонных испытаний.

К числу наиболее оригинальных и интересных предложений нужно отнести:

1. Авиационно-химическую бомбу для использования в боевой обстановке вещества № 11 (синильная кислота), давшую как на предварительных (заводских), а также и на полигонных испытаниях благоприятные результаты (моментальная смерть животных, расставленных на площади до 1 тыс. кв. м).

2. Гидростатическую бомбу для постановки дымовых завес на море. Первые опыты были проведены в 1933 г., и только теперь передан заказ на опытную валовую партию.

Однокилограммовую бомбу зажигательную (пороховая, заменяющая импортный материал — электрон).

122‑мм химический снаряд с вышибным дном. Этот снаряд при испытаниях на НИАПе дал лучшие результаты покрытием отравляющим веществом площади до 600 кв. м. Причем, главное в этой конструкции —  отравляющее вещество совершенно не теряет своих качеств, что имеет место в химических снарядах с дистанционной трубкой или взрывателем.

20 и 45‑мм снаряды с вышибным дном и вышибными пробками для зажигания самолетов и зданий. (Первые испытания дали положительные результаты).

Бронебойные снаряды с эластичной прокладкой и приварной головкой. Цель — достигнуть замены дорогостоящих хромо-никелевых сталей простыми углеродистыми сталями, без ущерба боевых качеств снаряда. Проведен ряд испытаний, давших не менее ценные результаты, по сравнению с существующими снарядами этих же калибров.

Универсальную пулю: а) зажигательная (при испытаниях неоднократно зажигала части самолета в присутствии  т. Тухачевского); б) химическая, она же дымовая и пристрелочная. (Ее недостаток — слабая баллистика). В настоящее время идет работа по улучшению баллистики этой пули, и проводится ряд других работ, имеющих несомненно ценное значение для вооружения Красной армии, и другие работы того же порядка.

В конце 1933 г., на основании отношения в коллегию ОГПУ зам. наркомвоенмора т. Тухачевского, ОКБ было передано в ведение ГАУ РККА. Сознавая ценность проводимых работ, ГАУ всячески содействовало их укреплению и развитию. В начале текущего года ГАУ, в числе других конструкторских бюро, передало в ведение ГВМУ также ОКБ‑3 — Кислова. ГВМУ приняло это ОКБ и через 2‑3 недели передало в Снарядный трест, который, в свою очередь, передал бюро в 75‑й завод и НИСИ.

При передаче ОКБ‑3 из ГАУ в ГВМУ как начальником ГАУ, так и зам. начальника ГВМУ давалась гарантия, что все условия работ и сами работы не только не будут ущемлены, а, наоборот, будут приняты все меры к их усилению и развитию. На самом же деле получилась совершенно иная картина. Организации, куда переходит ОКБ, как ГВМУ, Снарядный трест, завод № 75 и НИСИ должного внимания к работам ОКБ уделяют совсем мало, рекомендуется поскорее закончить работы с авиабомбами и пулями и переходить только на снаряды. В результате меняется установка и есть тенденция распылить коллектив, и только исключительно очевидная ценность перечисленных работ тормозит окончательный развал ОКБ.

Несмотря на весьма тяжелые условия, ОКБ все же до сих пор продолжает вести эту творческую работу, вводя новые виды работ, как-то: в дополнение к перечисленному, у нас проделана работа и изготовлен ряд образцов 100‑граммовых термических зажигательных авиастрел, цель которых — дать возможно большее количество горящих очагов (до 1 тыс. и больше), путем рассеивания этих стрел с самолета; ведутся работы по зажигательным авиабомбам, найден новый вид твердого горючего для мелких зажигательных бомб и проч.

Приняв на себя обязательство и ответственность за успех работ, проводимых ОКБ, считаю своим долгом довести обо всем изложенном до Вашего сведения и просить Вас:

1) Дать установку соответствующим организациям о сохранении Особого конструкторского бюро, а главным образом, о доведении перечисленных выше работ ОКБ до конца.

2) Указать учреждению, в ведении которого будет в дальнейшем находиться ОКБ, на необходимость более внимательного подхода к работам, проводимым ОКБ.

3) Для определения действительной ценности проводимых работ направить в ОКБ для обследования представителя РККА.

Начальник Особого конструкторского бюро-3 инженер Кислов

Резолюция: «Тов. Орджоникидзе. Направляю письмо инженера Кислова. Прошу принятия нужных мер по существу. К. Ворошилов. 17 июля 1934 г.

Примечание:

¹* Датируется по помете на документе.

РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 1137. Л. 1-3. Заверенная копия.