20 октября 1933 г. — Из справки Главного военно-мобилизационного управления НКТП СССР о состоянии опытных и научно-исследовательских работ в военной промышленности

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1933.10.20
Источник: 
Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1933-1937). М. 2011, стр. 172-174.
Архив: 
РГАЭ. Ф. 7297. Оп. 41. Д. 78. Л. 19-14. Копия.

Из справки Главного военно-мобилизационного управления НКТП СССР о состоянии опытных и научно-исследовательских работ в военной промышленности

20 октября 1933 г.
Совершенно секретно.

Кампания отчетов по выполнению опытных и научно-исследовательских работ оборонного значения, начатая 20 сентября, проведена пока наполовину. Однако в настоящее время представляется возможным сделать оценку общего положения этих работ. Дать оценку теперь же необходимо в виду того, что идет уже составление плана таких работ на 1934 г. При составлении этого плана должны быть учтены все неполадки, которые имели место в работах текущего года.

Положение с опытными и научно-исследовательскими работами в 1933 г. надо признать совершенно неудовлетворительным. Основной причиной тому служит значительная дезорганизация этих работ, являющаяся следствием крайне слабого ими руководства. Во многих случаях опытные и научно-исследовательские работы оборонного значения являются прямо беспризорными. Положение с центробежной отливкой, со звуковыми минами, работы по телемеханике, манесмановскому прокату и очень многое другое служат достаточной иллюстрацией верности этого вывода. Также необходимо отметить наблюдаемую разобщенность конструкторов от производства, что приводит к полной неувязке в путях, по которым должны идти теоретические достижения для возможности скорейшего внедрения в практическое использование.

I. Отсутствие руководства

Прежде всего отсутствует центральное руководство опытными работами в целом. Большинство научно-исследовательских и опытных работ не представляют замкнутой проблемы, а охватывают целый ряд заданий, осуществление которых требует, как правило, участия целого ряда специальностей, следовательно, целого ряда научных дисциплин, разбитых по различным институтам и заводам: металл, аппаратура, порох и т. п. Отсутствие центрального руководства приводит к тому, что одни элементы в своей разработке уходят далеко вперед, например, конструктивная часть орудий (хотя бы лейнеры), а другая оказывается отсталой (металл не соответствует заданию конструкторов), в результате при внедрении в производство приходится менять конструкцию под качество металла, и вся предшествующая работа идет насмарку.

Или такое положение: центробежная отливка снарядов задана заводу МЗМ. Днепропетровский институт металлов по своей инициативе занялся этим делом — аналогичную работу ведет и Снарядный институт. В результате — в то время, как МЗМ на основе предыдущего цикла работ этого рода уже производит в настоящее время отливки стальных снарядов — Харьковский институт металлов продвигается ощупью и после почти годовой работы построил две машины, не лишенные остроумия, но на них пока производит опыты с парафином и свинцом, т. е. проходит вслепую те этапы, которые МЗМ давно преодолел.

Обстановка дела с центробежным литьем орудий на заводе МЗМ служит наилучшей иллюстрацией беспризорности и безголовья в этом деле. Всего до начала августа заводом отлито 108 122‑мм труб, причем только четыре трубы оказались вполне годными, из них из двух изготовлены тела гаубиц. Все прочие трубы в количестве 104 оказались с глубокими трещинами после вынутия из изложницы. Такие результаты показывают, что завод не организовал правильного изучения процесса центробежного литья и не подвергнул систематическому анализу результатов производившихся плавок, не изучал причины систематических разрывов отлитых орудийных болванок. Только в последнее время, после установления явной нецелесообразности продолжать существовавший метод испытаний, завод приступил к изучению своих неполадок. В августе было произведено изменение метода литья (подогрев изложницы, изменена конструкция литейной воронки и кольца) и усилен контроль над плавкой. В результате этого на следующей же серии в 10 отливок получены были трубы без трещин.

Однако и тут завод недостаточно оценил необходимость более глубокого анализа всего процесса: почему все 10 труб вышли в брак при термообработке? Причиной этого брака явилось недостаточное изучение структуры металла после отливки. Оказалось, что в казенной части скапливается нездоровая часть металла на длине около 1‑1,5 калибров болванки, которая подлежит обязательному отбросу. В результате все 10 болванок вышли в брак. При систематическом изучении своих неполадок завод должен был бы обнаружить это явление на первой или второй болванке. После этого завод отлил еще 12 плавок — получил трубы без трещин и в настоящее время подвергает их термической обработке — результаты которой пока не получены. Необходимо также отметить, что завод отлил уже 140 плавок и, имея только четыре гарантированные удачные плавки, 124 бракованных и 12 пока неизвестных, не подверг исследованию ни влияние скоростей вращения, ни влияние угла наклона машины. Последнее обстоятельство тем более требуется поставить заводу в упрек, что международная практика не применяет машин центробежного литья с таким большим наклоном, а в подавляющем большинстве пользуется машинами горизонтального типа. В деле центробежного литья снарядов и орудийных стволов и труб необходимо ввести здоровое организационное начало и твердое руководство.

По линии арсенальных работ в текущем году одной из крупных работ было приспособление зарядных ящиков для механической тяги (подрессоривание). В результате работы проведены по всем типам ящиков — но только по их передним ходам — а задние хода остались не подрессоренными, в результате работа не привела ни к какой цели, ни один ящик к мехтяге не приспособлен, т. к. хотя передний ход и подрессорен, но без подрессоренного заднего хода ящик на прицепку к трактору ставить нельзя.

По снарядам из томассовой стали работы начаты еще в 1932 г. — Керченский завод отлил 17 плавок, не обследовав ни одной. В текущем году Харьковский институт металлов получил задание на эту работу. Он обследовал эти плавки — все 17 оказались неудовлетворительными. В 1934 г. эту работу придется начинать сначала — потеряно 2 года.

Электротехнический институт ВЭИ разрабатывает макет (образец) радиостанции на ультракоротких волнах. При этом он разрабатывает вновь образцы всех деталей, несмотря на то, что большинство их по своему назначению не отличается от деталей существующих станций. Руководители этой работы в институте объяснили это тем, что им не удалось достать на заводах детали существующих установок, поэтому они делают эти детали по своему усмотрению.

Таких примеров исключительной несогласованности и дезорганизации руководства можно привести еще много. Все это говорит за то, что дело опытных работ не получает того внимания и не имеет того руководства, которое необходимо. Без этого останется навсегда то положение, что мы добиваемся с большим трудом достигнуть тех результатов, которые за границей уже не считают нужным скрывать за устарелостью.

II. Отсутствие плана

Отсутствие централизованного руководства приводит к тому, что единого плана в проведении опытных работ нет. Список опытных работ содержит до 1 тыс. заданий оборонного значения, распределенных между сотней заводов и научно-исследовательских институтов. В этом нагромождении тем, как правило, нет никакой взаимной связи. Нет твердой целеустановки: что добиваемся мы дать обороне страны за текущий год? Чем усилится боевая мощь Красной армии в результате проделанной работы? Какие, наконец, научные достижения будут поставлены на службу в виде конкретно построенных и переданных на валовое производство систем или приборов?

Необходимо при составлении плана опытных и научно-исследовательских работ на 1934 г. предварительно утвердить твердые и резко очертанные целевые установки для всего комплекса основных тем, очерчивающих основные задачи в усилении обороны Союза. На основе этих целевых установок должна производиться разработка отдельных тем, долженствующих в своем комплексе в исчерпывающей форме разрешить поставленные задания. Отдельные, оторванные задания могут быть допущены только там, где образовались неувязки благодаря неправильной тематике работ предыдущих лет, где требуется конкретизировать техническое использование ранее полученных отвлеченных разработок или где надо доработать тему для приближения ее к промышленным возможностям¹*.

Примечание:

¹* Опущен раздел III — «Академичность тем и оторванность их от производства», а также заключительный раздел с предложениями по реорганизации опытных работ на заводах военной промышленности. Часть доклада в деле отсутствует.

РГАЭ. Ф. 7297. Оп. 41. Д. 78. Л. 19-14. Копия.