Записка Н.И. Ежова И.В. Сталину об откликах населения Дальневосточного края на процесс "правотроцкистского блока". 11 марта 1938 г.
11 марта 1938 г.
№ 101768[1]
Совершенно секретно
СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б)
товарищу СТАЛИНУ
Направляю копию телеграммы № 2615 Начальника УНКВД по ДВК товарища ЛЮШКОВА об откликах на процесс «право-троцкистского блока»[2].
НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЕЖОВ
Меморандум № 11508, 11505, 11507
Из ХАБАРОВСКА |
6 марта 1938 г. |
НАРКОМУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР товарищу ЕЖОВУ
Доношу, что на предприятиях, в учреждениях, военных частях края развернуты групповые читки сообщений о ходе процесса. Газеты в районы начали поступать 3—4 марта. В районных центрах МТС и колхозах проходят митинги. Сплошь отмечается общее возмущение: «Приговор может быть только один — расстрелять».
«С такой сволочью так и нужно расправляться» (курсант МТС села Семенова, Хорольского района ШОСТАН). «Все эти мерзавцы, бандиты продались за деньги фашистам и работали с ними заодно. Им один ответ — смерть» (МОИСЕЕВ, рабочий ГВФ в г. Хабаровске). «Читаешь газеты, а самого мороз пробирает, какие подлости эти бандиты делали. Всех их, собак, с лица земли стереть надо». (ПАВЛОВ, рабочий завода им. Молотова в Хабаровске.)
«Мало этих бандитов расстрелять, нужно устроить им казнь пострашнее, чтобы отбить другим охоту пакостить». (ЗЕЛЕНИХИН, рабочий завода им. Орджоникидзе в Хабаровске.) «Что только этой своре не хватало, они все сидели у руководства и в то же время занимались предательством. Собакам один ответ — уничтожить их как гадюк». (ОЖЕРЕЛЬЕВ, счетовод ГВФ в Хабаровске.)
«Таких гадов не только расстрелять, мучить надо, отнимать по одному члену каждый день, чтобы их мучение было не минутное, а месяцами, годами». (Красноармеец батальона связи КРИКУНОВ.)
«Советская власть создала все условия врачам, товарищ КУЙБЫШЕВ лично помогал организовывать медицинский институт, а ПЛЕТНЕВ его умертвил, мы всем им требуем смерти». (Военврач госпиталя в Куйбышеве ГЛЕЙХЕНГАУЗ.)
«Мы требуем только смерти, несмотря на то, что не исключена возможность, что иностранные государства будут возмущаться такой расправой. Профессор ПЛЕТНЕВ большой специалист, но все равно мы требуем жестокой с ним расправы». (Врач того же госпиталя ПЕТРОВ.)
«Такое предательство не имеет себе равного в истории, но меня поразило известие, что в этой банде участвовали врачи». (Врач БОЕВ в Ворошилове.)
Отмечено многочисленное высказывание благодарности товарищу ЕЖОВУ за успешное раскрытие заговора. Особую ненависть проявляют к ТРОЦКОМУ. В ряде мест выносятся предложения о суде над Троцким. «Потребовать, чтобы ТРОЦКОГО выдали СССР как уголовного преступника, если же это не будет выполнено, то с той страной, где находится ТРОЦКИЙ, прекратить дипломатические отношения». (Предложение служащего Ворошиловского авторемонтного завода БЕНЮКА на митинге.)
Контрреволюционное высказывание: «Пусть травят один другого, нам от этого хуже не будет, только лучше. Видно, что троцкисты не спят, не тем, так другим косят коммунистов». (ЖАРИКОВ и ПАЗМИСОВ - участники контрреволюционной группы в Благовещенске, арестовываются.)
«Все, что пишут о них в газетах, это ложь» (ВЛАСОВ — техник Управления связи в Николаевске, арестован).
«БУХАРИН, РЫКОВ и другие являются подлинными защитниками народа, а теперь их судят и, конечно, расстреляют» (МАКАРОВ, кулак, высланный в Нижне-Амурскую область, арестовывается). «Мало вредят советской власти, надо вредить больше. Жаль, что этих людей расстреливают» (ТАРФЕНОВА, единоличница села Мариинска, арестовывается). «Конечно, право-троцкисты опоздали со своими действиями, а если бы они меньше дискуссировали с партией, одержали бы победу, то нам бы жилось лучше, чем сейчас» (Инженер-конструктор завода № 202 СЛАВЯНСКИЙ, арест оформляется).
«Пусть и этих расстреляют, еще найдутся смелые люди, которые сделают свое дело. Тех, кто хочет отомстить советской власти, расстрелами не устрашит, а я вот тоже хотел бы мстить советам» (ЛИСИЦКИЙ — раскулаченный, работает на заводе им. Орджоникидзе в Хабаровске, арестовывается).
На митинге медицинского института выступил техработник кафедры неорганической химии ХОДАКОВСКИЙ, кулак: «Здесь обвиняют кулаков. Кулаки в 1917—1918 гг. не понимали, что они идут за капиталистами, и вообще они не понимают, что поддерживали контрреволюцию».
ЛЮШКОВ
6.III.38 г. № 2615
[1] Делопроизводственный номер и дата вписаны секретарем.
[2] Подчеркнуто горизонтальной линией (красный карандаш).