Записка Н.И. Ежова И.В. Сталину об откликах населения г. Ленинграда и Ленинградской области на процесс "правотроцкистского блока". 11 марта 1938 г.
11 марта 1938 г.
№ 10182[1]
Совершенно секретно
СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б)
товарищу СТАЛИНУ
Направляю копию телеграммы № 115352 начальника УНКВД по Ленинградской области товарища ЛИТВИНА[2] — отклики населения на процесс «право-троцкистского блока».
НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЕЖОВ
Совершенно секретно
Меморандум № 1306
Из Ленинграда |
10 марта 1938 г. |
НАРКОМУ ВНУДЕЛ товарищу Ежову
Рабочие, интеллигенция и Красная армия города Ленинграда и области продолжают широко обсуждать происходящий процесс и единодушно требуют уничтожения банды БУХАРИНА, РЫКОВА и других наймитов фашизма.
Писатель ШВАРЦ заявил: «Предъявленное обвинение этой банде совершенно справедливо. Я лично слышал от ПЕШКОВЫХ, что враг КРЮЧКОВ применял такие методы, которые привели к смерти сына М. ГОРЬКОГО».
Курсант военной школы САПОГОВ А. заявил: «Эта банда БУХАРИНА в лице садиста профессора ПЛЕТНЕВА, начиная с первых дней советской власти, каждый день вредила. Их было трудно разоблачить, а ежовцы их разоблачили, это замечательно. Я шлю только смерть этой проклятой банде».
Инженер МОРОЗОВ С.И. заявил: «Красочно показано этим процессом лицо РЫКОВА и других. Эта банда была против Октябрьского вооруженного восстания, зато теперь они говорят о захвате власти вооруженным путем и другими пошлыми приемами. Этих паразитов надо только уничтожить».
Служащий управления Лен. жил. строительства Ленсовета ТРОЧЕНКО заявил: «Этих иезуитов надо приковать к позорному столбу».
Рабочий ВОКОВАНОВ заявил: «БУХАРИНА и его всю банду я бы лично расстрелял. До чего они опустились, даже потеряли всякий человеческий облик. Их надо уничтожить, чтобы они не портили воздух на нашей счастливой родине».
Домохозяйка РАШМ заявила: «Это банда, а не какие-то политические деятели. КРЕСТИНСКИЙ мечется как крыса в мышеловке, то отрицает, то подтверждает свою гнусность. Их всех надо стереть с лица земли».
Председатель к/х «Голубыль», Псковский округ, МИХАЙЛОВ заявил: «Мы, колхозники, возмущены предательской работой врагов народа, трудно себе представить, сколько вреда они принесли сельскому хозяйству. Мы требуем уничтожения этой банды».
Налоговый инспектор Псковского округа СОЛОВЬЕВ заявил: «Эту фашистскую банду я не расстреливал бы, а замучил бы их медленной пыткой».
*Наряду с возмущением трудящихся города Ленинграда и области, антисоветские элементы продолжают распространять контрреволюционную клевету и антисоветскую агитацию в защиту врагов народа.*[3]
Писатель ТИХОНОВ Н.С. заявил: «Ни одного писателя на процесс не допустили. Вот когда вырисовывается подлинная история революции. Все другие истории нашей революции надо уничтожить. Для будущих писателей это богатейший материал».
Писатель РАДИЩЕВ Л.Н. заявил: «Поведение подсудимых на процессе является противоестественным. Как можно за несколько дней до смерти порочить и шельмовать себя самого и дело, в которое перед тем только верил. Смехотворно слушать, когда КРЕСТИНСКИЙ одни сутки продержался, отрицая свою вину, а затем признал все от начала до конца».
Писатель БОРИСОГЛЕБСКИЙ заявил: «Этот процесс меня мало интересует, так как все предыдущие процессы, и подсудимые говорят одними и теми же словами. Такую мразь, которая не умеет за себя постоять, действительно надо уничтожить».
Слесарь-сборщик завода «Большевик» ФЕДОРОВ П.И. заявил: «Я сомневаюсь в справедливости процесса. РЫКОВ и БУХАРИН в прошлом крупные “политические” работники, и вдруг враги. Здесь значит не все в порядке в правительстве, поэтому они и пошли против него».
Кочегар 8 школы МИСУЛЯ заявил: «Все обвиняемые — это герои. Сколько они проделали работы по своей линии в течение всего времени и так искусно маскировались».
Начальник Проектного отдела Ленэнерго БРОДСКИЙ Е.Ф. заявил: «В этот процесс я не верю, так как правительством это создано специально из политических соображений, неизвестных нам. Не может быть, чтобы РЫКОВ, БУХАРИН и другие, всю свою сознательную жизнь боровшиеся за рабочий класс, вдруг стали бороться против него».
«Врачей ЛЕВИНА и других я оправдываю, так как их заставил сделать преступление ЯГОДА — попробуйте отказаться и не выполнить его приказания».
Секретарь Электротехнического института БРОДСКАЯ М.Я. заявила: «Это не процесс, а сенсация, чему большинство, в том числе и я, не верим. Я специально выключаю радио, чтобы ничего не слышать о процессе. Население терроризировано НКВД, и боятся все, как огня. Особенно за последнее время, это и доказывает процесс, из которого видно, что врачей ЛЕВИНА и других на преступление толкнуло НКВД».
Домохозяйка ГУЩЕНОК Ю. среди жильцов дома заявила: «ТРОЦКИЙ молодец, он хорошо работает за границей. Я не одобряю обвиняемых, они все время собирались провести террор на СТАЛИНА, а ничего не сделали. Не понимаю, почему ЯГОДА не сумел совершить теракта, ведь он был так близок к правительству». (ГУЩЕНОК арестовывается.)
Бывший кулак Псковского района ДМИТРИЕВ среди крестьян деревни заявил: «Политику, которую проводил РЫКОВ и БУХАРИН по крестьянскому вопросу, нам надо поддерживать, это правильная политика». (Арестован.)
Бывший белобандит Псковского района ГРИГОРЬЕВ П. среди крестьян заявил: «БУХАРИН и РЫКОВ — это наши крестьянские вожди и мы их должны отстаивать». (Арестован.)
ЛИТВИН
№ 115352
[1] Делопроизводственный номер и дата вписаны секретарем.
[2] Подчеркнуто горизонтальной линией (красный карандаш).
[3] * * — рядом на полях горизонтальная линия (красный карандаш).