V. Экономическая характеристика и задачи реконструкции
V. Экономическая характеристика и задачи реконструкции
Центрально-Черноземная область была и продолжает быть районом сельскохозяйственным и по огромному проценту сельского населения, и по резкому преобладанию с.‑х. занятий у населения, и по составу валовой продукции.
В данный момент ЦЧО длительно переходит от типа резко выраженного аграрно-перенаселенного, товарно-маломощного района к типу аграрно-индустриальному с повышающейся интенсивностью и растущей товарностью сельского хозяйства, на основе развертывающейся промышленности по переработке с.‑х. сырья и с зачатками развивающейся индустрии других отраслей.
ЦЧО в течение долгого времени была не только районом сельскохозяйственным, но и районом зернового хозяйства. Зерновые культуры в 1927 г. занимают 80,6%, а в 1928 г. 79,2% посевных площадей, зерновая продукция составляет 32,3% ценности всей продукции сельского хозяйства и 31,0% ценности с.‑х. товарной массы. В сфере зернового хозяйства ЦЧО была и продолжает быть районом дешевых серых хлебов. В 1927 г. под рожью занято 39,3% посевных площадей, под овсом 18,0% и под просом 11,5%, что вместе взятое составляет 68,8% областного посева.
Должна ли эта роль сохраниться за областью? Эволюция хозяйства последних перед войной десятилетий и динамика нового восстановительного периода устанавливают решительный и отчетливый сдвиг сельского хозяйства области (старого продовольственно-зернового, ржано-овсяно-просяного хозяйства) в сторону развития новых интенсивных с.‑х. отраслей. Кризис ржаного хозяйства в последние годы XIX века, появление на рынке новых молодых с.‑х. районов юга и юго-востока, Северного Казахстана, Сибири, новые ж.‑д. пути, открывающие для районов новой колонизации выход на русские и мировые рынки, ликвидировали историческую роль области как житницы России. Как бы ни велико было еще в ближайшие годы значение области как производительницы хлеба, как бы ни высоко поднималось в иные годы ее значение на общесоюзном зерновом рынке, как ни велико наконец значение производства хлеба для самой области с ее 11‑миллионным населением, — зерновой характер ее хозяйства все более отступает и должен будет решительно отступить перед новой установкой на производство рыночных трудоемких и высокодоходных продуктов сельского хозяйства. Рост собственных потребительских рынков и подъем близлежащих огромных потребляющих рынков Москвы и Донбасса, грандиозный, уже обогнавший почти все области, рост трудовых ресурсов, требующих рационального использования, решительно переводят область на новые рельсы.
Несмотря на целый ряд неблагоприятных условий последних лет мы видим явный подъем технических культур, клубне-корнеплодов, сеяных трав, продуктивного животноводства. Динамические показатели характеризуют этот сдвиг и говорят о том, что в систему союзного хозяйства ЦЧО должна войти как район интенсивных с.‑х. культур и интенсивного животноводства. Уже сейчас технические культуры занимают в посевных площадях 7,5% в 1927 г. и 8,2% в 1928 г., сеяные травы 1,7% в 1927 г. и 2% в 1928 году и т. д. Все это свидетельствует о прочной позиции, которую эти культуры занимают в областном полеводстве.
Динамика посевов за последнее пятилетие дает еще более выпуклую картину широкого развития этих культур несмотря на чрезвычайную раздробленность, территориальную неорганизованность, бедность фондов и агрономическую некультурность крестьянского хозяйства.
Почти полное исчерпание земельных площадей не дает возможности расширять запашку продовольственных хлебов; что же касается технических культур, то меры по их расширению не только не противоречат мерам по поднятию урожайности и валовых сборов разных культур, но в значительной мере обусловливают эти последние. Отсюда вытекают следующие основные линии с.‑х. реконструкций: решительное развитие технических и промышленных культур (сахарная свекла, картофель, подсолнух, конопля, эфирно-масличные, махорка и проч.) и сеяных трав; перестройка зернового хозяйства по линии внедрения более трудоемких и доходных культур (озимая пшеница, бобовые, кукуруза и проч.); значительный подъем урожайности и валовых сборов; рост и развитие специальных интенсивных отраслей сельского хозяйства (огородничество и проч.); развитие промышленного животноводства (коневодство, свиноводство, молочное животноводство, птицеводство и проч.); борьба с отрицательными хозяйственно-техническими результатами измельчания хозяйств и решительная социальная реконструкция сельского хозяйства путем кооперирования хозяйственных процессов в крестьянском хозяйстве и коллективизации последнего.
Но реконструкция сельского хозяйства невозможна без одновременного развития прежде всего промышленности по переработке продуктов сельского хозяйства.
Промышленность области всегда имела резко выраженный с.‑х. характер. Изучение исторической эволюции промышленности ясно показывает, что смена с.‑х. системы влекла за собою и смену промышленных отраслей в области.
В далекий уже период экстенсивного скотоводства в области имела место суконная, салотопенная, кожевенная промышленность; рост трехпольного зернового хозяйства вызвал развитие мукомольного и винокуренного дела. И наконец, последние десятилетия при некотором замедленном темпе в развитии мукомолья явились годами расцвета маслобойного, сахароваренного, картофеле-перерабатывающего и прочих производств.
Если рост с.‑х. промышленности последнего типа вызывает развитие промышленных полевых культур, то, с другой стороны, рост их зачастую обгоняет, как уже сейчас это имеет место со свеклой, развитие промышленности.
Отсюда одной из основных линий в области промышленного строительства, которому должны сопутствовать с.‑х. реконструкция и подъем благосостояния населения, является максимальное развитие в крае промышленности, базирующейся на прогрессивном с.‑х. растениеводстве и технических и промышленных культурах (свеклосахарной, маслобойной, крахмало-паточной, по переработке картофеля, пенько-обрабатывающей и пр., как равно и производных от них — олифоварочной, мыловаренной и т. д.).
Наряду с крупно-промышленной переработкой с.‑х. сырья, интенсификации сельского хозяйства способствуют и те меры индустриализации, которые имеют своей задачей улучшить хранение и доставку с.‑х. продуктов и придать им рыночный характер; поэтому развитие мелких предприятий по индустриализации сельского хозяйства должно быть особенно усилено, в особенности в связи с торговыми экспортными задачами страны. Поэтому надо особо выдвинуть как одну из основных линий с.‑х. реформы широкую индустриализацию сельского хозяйства путем постройки и развития сети маслодельных и сыроваренных заводов, консервных заводов, боен, и беконных заводов, яичных складов, птицеоткормочных заведений, холодильников и т. п.
Было бы однако неправильно ограничить задачи индустриализации области исключительно развитием промышленности по переработке продуктов сельского хозяйства.
Одной из отличительных исторически сложившихся черт ЦЧО является очень скромный объем производства промышленности группы “А”. В настоящее время основные фонды по группе “А” составляют 12,6 млн. руб., а по группе “Б” 120,3 млн. руб. При всей важности группы “Б” для планомерной и глубокой интенсификации сельского хозяйства ЦЧО, незначительное развитие производства группы “А” становится в дальнейшем совершенно недопустимым, ибо при таком положении остаются неиспользованными природные ресурсы ЦЧО — руды, строительные материалы, фосфориты и проч. Удельный вес ЦЧО в этой группе промышленности Союза должен быть поднят в соответствии с объемом областных природных ресурсов.
Наличность многих ценных ископаемых, особенно в связи с недостатком на внутренних рынках строительных материалов, вызываемым ростом хозяйственного и городского строительства (цемент, мел, известь, глина, кирпич, охра и проч.), удобрений (фосфориты), металла (чугун), делает необходимым и возможным широкое развитие в области соответствующих отраслей промышленности. На базе этих отраслей естественно должны возникнуть производные предприятия, развитию которых содействует рыночный спрос 12 миллионов населения и наличие огромных запасов неиспользованной рабочей силы.
Нельзя не подчеркивать необходимости развития таких общегосударственного значения предприятий как Липецкий металлургический комбинат или таких исторически и экономически оправданных гнезд как тамбовская суконная промышленность, нельзя не поставить на очередь производство обширных геологических разведок в ЦЧО, которым в случае их успеха должна сопутствовать промышленная эксплуатация ископаемых богатств.
Отсюда важной линией хозяйственного строительства в области является: развитие промышленности по добыче и переработке ископаемого сырья и связанных с ним отраслей, а также отраслей, опирающихся на широкий спрос населения и поглощающих его избыточный труд.
Таковы регулирующие идеи плана и последствия, к которым должно привести его осуществление.
Однако необходимо отметить невозможность разрешения задачи достигнуть полного устранения исторически сложившихся в ЦЧО диспропорций и резкого изменения ее экономического облика в этом же пятилетии. В течение названного срока удастся лишь заложить первые основания более разумного общественного разделения труда (на промышленной базе) и создать более решительный перелом в направлении к интенсифицированному и механизированному товарному сельскому хозяйству через коллективный его сектор.