IV. Промышленный комплекс Урала и задачи его реконструкции
IV. Промышленный комплекс Урала и задачи его реконструкции
Пересоздание хозяйства Урала в условиях обобществленного промышленного хозяйства Союза вплотную подводит к вопросам генеральных путей этой перестройки. Уже в истекший так называемый восстановительный период упорядочение старого хозяйства Урала и частично начавшееся новое строительство поставило проблемы взаимной производственной увязки отдельных его хозяйственных частей. Возникает ряд проектов комбинирования отдельных лесных производств с химией, химии с металлургией и т. д. Однако на этих частных попытках поставить вопросы комбинирования уральского промышленного хозяйства плановая мысль не останавливается. В самом деле, если экономический район по нашим теоретическим взглядам на цели районирования есть производственный комбинат, то именно Урал может претендовать на первое место по времени и по общим предпосылкам в деле практического проведения в жизнь начал районного комбинирования. Объективные условия, обеспечивающие на Урале успех комбинированных форм, суть следующие:
1. Локализация на Урале многообразного производственного и отчасти органического сырья, благодаря чему почти устраняется подвоз такового со стороны для целей самого разнообразного промышленного производства. Исключение составляет лишь металлургическое топливо, которое необходимо получать из Кузбасса, и сложное промышленное оборудование, которое для начала необходимо получить извне.
2. Малый вес промышленного старого капитала, благодаря чему, строя уральскую промышленность, можно сразу идти новыми более экономными путями.
3. Возможности реализации всех тех экономических преимуществ, какие свойственны, по опыту капиталистических стран, комбинированным формам производства.
По всем этим обстоятельствам идее комбинирования на Урале можно придать всесторонний, универсальный характер, предусматривая возможность производственного сочетания как по вертикали, так и по горизонтали и распределяя пространственно отдельные части Уральского комбината на территории Урала так, чтобы привести их в полное соответствие с природными, географическими и экономическими особенностями Урала.
В главе о территориально-производственном комплексе Урала уже были даны контуры географического членения Уральского комбината: Средне-Уральский Западный, Средне-Уральский Восточный, Юго-Восточный подрайоны Урала и Башкирская АССР — таково намечающееся пространственное членение комбината.
Могущественными средствами для действительной производственной связи Урала в пространстве являются электрификация и внутренний ж.‑д. транспорт. Трансуральская сеть электропередачи с центрами питания в Кизеле, в Челябинске и отчасти на Среднем Урале осуществляется в конце пятилетия и дает огромную экономию в энергетическом балансе хозяйства. Также должны быть выработаны новые формы внутриуральского ж.‑д. транспорта. Современный грузовой поток на уральской сети страдает от необходимости одновременной переработки грузовых потоков трех категорий: транзитного из Сибири, межзаводского внутриуральского и перевозок бытовых товаров внутри Урала. В крупнейших зарубежных промышленных центрах существуют специальные межзаводские железные дороги, обеспечивающие бесперебойный обмен заводов при минимуме затрат времени и минимуме объема продукции в промежуточных степенях готовности. Аналогичную задачу предстоит разрешать на Урале с громадными возможными последствиями в смысле получения новых источников экономии, но с особыми техническими приемами разрешения этой проблемы. Специальной новой сети межзаводского транспорта на Урале очевидно создавать не надо, следует лишь так организовать перевозки, чтобы грузовые потоки разного характера, проходящие через Урал, не мешали друг другу. Эта задача поставлена, но еще не получила конкретизации в планах уральского хозяйства.
Эти генеральные линии пространственного комбинирования хозяйства на Урале должны сочетаться с комбинациями во внутренней структуре производства, открывающимися при правильном использовании химии и правильной постановке вопросов о трудовых ресурсах.
Пример многостороннего использования рудного сырья на Урале дает медная промышленность. При введении флотации из добытого для медного дела рудного вещества мы получаем медь, цинк, с использованием отходящих сернистых газов при металлургии для получения серной кислоты. Кроме того, так называемые «хвосты», остающиеся при флотации руд, есть источник той же серной кислоты и тепла, могущего быть использованным. Так называемые «огарки», получающиеся от сжигания «хвостов», есть первоклассная железная руда, идущая в плавку в доменные печи. Общее количество этой «железной руды» может на Урале обеспечить действие завода до 400 тыс. т чугуна в год, если считать размах, который проектируется здесь для медного дела.
Особое значение для второго пятилетия, когда разовьются отрасли верхних, более сложных ступеней машиностроения, позволяющих поставить вопрос о децентрализации производства стандартизированных частей при централизации сборки, приобретает вопрос о трудовых ресурсах. При этих условиях возможно будет использовать многочисленные гнезда ценной рабочей силы на Урале, разбросанные в местах старых, постепенно ликвидируемых уральских заводов, с новой экономией на использовании труда.
В настоящей стадии работы над планом реконструкции Урала еще нельзя дать законченной проектировки Уральского промкомбината. Можно указать лишь главные вехи. Тем не менее можно и должно применять комбинированные формы в целом ряде отдельных частных случаев строительства.
Наиболее эффективны пути комбинирования в черной металлургии: комбинированное использование чистых и менее чистых руд; комбинированная заготовка дров и деловой древесины; сочетание углежжения и лесохимии; использование энергетического и электрического хозяйства крупных заводов для печей не только металлургии, но и районной электрификации и химии; сочетание коксования с азотным и коксобензольным производствами, использование в черной металлургии «огарков» медного и сернокислотного производства при минерализации других процессов; сочетание металлургических передельных и металлообрабатывающих цехов и т. д.
Уже в настоящем уральские металлозаводы представляют собою сложные лесные и горно-металлургические комбинированные единицы и как бы цеха единого предприятия. В течение пятилетия они образуют еще более законченные комбинированные группы со сложным составом производства. Следует заметить, что замыкание металлургических хозяйств на себя, как это наблюдается в современных проектах, с точки зрения общеуральского хозяйства не плюс, а минус. Энергометаллургическне хозяйства должны быть разомкнуты для охвата более широких районных производств.
В промышленности цветных металлов — комбинированное получение меди и цинка, одновременное получение меди, серной кислоты и «огарков» для черного металла; использование меди, цинка и никеля для смешанных полиметаллических сплавов; производство цинковых химикалий и т. д.; включение энергетических собственных ресурсов цветной металлургии в общий котел энергетики района.
В химической промышленности — указанное выше сочетание производства серной кислоты с производством меди и черного металла; сочетание коксования, азотного и коксобензольного производства; производство комбинированных удобрений и т. д.; электрохимические комбинаты.
В лесопромышленном хозяйстве — лесобумажно-металлургическо-лесохимические комбинаты; энергетическая увязка соответствующих комплексов.
В промышленности стройматериалов — комбинированное производство (например, в Сухом Лугу) цемента, извести, огнеупорных изделий, трепела, кирпича, этернита, асбоцементных и бетонитовых изделий, комбинированные стройматериалы: трепелоцементы, асбобетоны, шлакобетоны и т. д.
Примеры эффекта комбинированного производства: полное использование сырья (вместо 2,5% в медном производстве 90% серного колчедана в комбинированном производстве); удешевление производства (серной кислоты при производстве на газах и «хвостах» на 30%, заготовок древесины при сплошных рубках на 15‑25%) и т. д.