Доверительное письмо временно управляющего Министерством финансов А. И. Хрущова М. И. Терещенко о положении дел с кредитами Временного правительства в Англии.
22 июля 1917 г.
Милостивый государь, Михаил Иванович.
С 1 апреля с. г., т. е. с момента прекращения заключенного нами с великобританским правительством финансового соглашения,[1] на возобновление которого в той или иной форме до сего времени не последовало согласия английского правительства, нам открывались в Англии весьма незначительные кредиты, всего в 3—4 млн ф. ст. в месяц, далеко не удовлетворявшие нашей потребности в английской валюте. При таком положении вещей нам оставалось лишь ограничиться оплатой в Англии ранее помещенных заказов из сумм, остающихся неиспользованными от кредитов, открытых на основании октябрьского соглашения 1916 г., производить же новые заказы в Англии за неимением свободных средств почти не представлялось возможным. На ненормальность такого положения и на необходимость заключения финансового соглашения, предоставляющего в паше распоряжение на будущее время известные суммы для платежей в Англии, русское правительство не раз указывало английскому правительству, в ответ на что нотою от 7/20 июля с. г. великобританский посол в Петрограде заверил, что со стороны Англии не встречается «каких-либо препятствий финансового характера, которые позволили бы оплачивать предстоящие расходы или вступать в новые обязательства для покупки предметов военного снаряжения».
Между тем, как усматривается из прилагаемой при сем телеграммы финансового агента в Англии Ермолаева от 30 июля н. ст.,[2] великобританское правительство не только не пошло навстречу нашему пожеланию об открытии нам новых кредитов, но сократило на август месяц обычно предоставляемые нам с 1 апреля ежемесячные 3—4-миллионные кредиты до 2 млн ф. ст., несмотря на то что с предстоящим переносом на американские кредиты части наших платежей, производившихся ранее за счет английского кредита, образуется экономия, исчисляемая самим английским казначейством в 40 млн ф. ст.
Предоставляемая нам на август сумма 2 млн. ф. ст. ввиду ее незначительности лишает нас возможности поддерживать в должной мере куре рубля в Лондоне и удовлетворять, хотя бы в самой скромной степени, потребность в английской валюте нашей торговли и промышленности, что может иметь весьма серьезные последствия.
Сообщая об изложенном, обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой не отказать принять меры как при посредстве великобританского посла в Петрограде, так и через дипломатических представителей в Лондоне к действительному обеспечению наших платежей в Англии.
Примите уверение в совершенном почтении и искренней преданности.
А. Хрущов.