Письмо советника полпредства СССР в Польше Б.Г. Подольского члену коллегии наркомата иностранных дел СССР Б.С. Стомонякову об антисоветских выступлениях за рубежом в связи с голодом на Украине. 26 ноября 1933 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1933.11.26
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР 1929-1934. Том 3. Лето 1933 - 1934 гг. М.: МФД, 2011. Стр. 522-526
Архив: 
АВП РФ. Ф. 010. Оп. 8. П. 31. Д. 77. Л. 152-159. Копия.

№ 435

Совершенно секретно

Многоуважаемый Борис Спиридонович!

1. В последней информации о положении на Зап. Украине1* наряду с другими предложениями я также предлагал, чтобы наши посольства обратили внимание, при наличии подходящей к тому обстановки, соответствующих правительств на активизацию украинских антисоветских элементов, а также на то, что отдельные общественные деятели этих стран, в частности руководители духовенства, а также организации всячески помогают им в антисоветской работе. Кроме этого, на территории этих государств за последнее время создан целый ряд организаций в виде комитетов помощи голодающим на Украине, назначение которых вести антисоветскую работу. Эти организации устраивают собрания, шествия, на которых делаются антисоветские доклады, сочиняются всевозможные воззвания, выносятся резолюции с призывами к интервенции, отрыву Сов. Украины от Сов. Союза, призывы к расправе с «московскими палачами» и т. д.

В моих информациях, начиная с августа мес. с.г., я сообщал, в каких государствах, где и когда подобного рода выступления имели место. Сейчас своевременно принять некоторые меры еще и потому, что, как я уже указывал в прошлых информациях, поляки, в связи с нашими нажимами, постараются центры, созданные с их благословения, не разгонять, а переселять за пределы Зап. Украины. Эти организации будут руководить антисоветской работой на Зап. Украине из близлежащих государств, в частности Чехословакии и Австрии. Поляки уже сейчас начинают намекать на то, что они с целым рядом явлений не могут бороться, т.к. нити по руководству кампанией идут из других государств.

Не знаю, приняли ли Вы какое-либо решение по выдвинутому мною предложению, независимо от этого я хочу пополнить ранее посланные сведения об антисоветских выступлениях за пределами Польши.

«День Траура и протеста» 29 октября был проведен в Болгарии, Румынии и Данциге. В Софии состоялись богослужения и протестационный митинг. В Черновцах (Румыния) нельзя было устроить ни богослужения, ни митинга вследствие запрещения со стороны румынских властей. В Данциге состоялось богослужение и протестационный митинг, на котором был собран 81 гульден для Украинского Красного Креста.

В Льеже (Бельгия) состоялась 29 октября панихида и протестационный митинг, а также распространялись прокламации. По тем же сведениям протестационные собрания состоялись во Франции: 29 октября в г. Корбей и 1 ноября в Омеркуре. 29 октября в Люксембурге и 28 октября в Брюсселе. Протестационный митинг в г. Пльзень2* в Чехословакии состоялся 5 ноября.

В Нью-Йорке состоялось 3 ноября на шестом конгрессе «Объединения украинских организаций в Америке»347 собрание, на котором была вынесена резолюция с «решительным протестом против признания Советской России и против выморения голодом Украины». Конгресс объявил ноябрь «месяцем протеста», а воскресение 19 ноября днем «национального траура и молитвы за украинскую нацию в СССР». Кроме того, «было постановлено издать документы о политическом и экономическом положении Великой Украины». Среди произнесенных на конгрессе докладов появился доклад об «историческом походе Московщины на уничтожение Украины» и другой — «о необходимости военного обучения для американских украинцев».

В Чикаго с 1 ноября т.г. открыта «первая украинская авиационная школа по распоряжению главного атамана гетманских Сечей». В «первую авиационную сечевую сотню» записано 28 человек. Кроме полной программы американских авиационных училищ преподаются «четыре предмета из элементарных военных наук и краткие знания по истории Украины».

Семь украинских организаций в Америке (в том числе «Комитет спасения Украины» в Чикаго) отправили общее письмо к президенту Рузвельту с изложением «положения Великой Украины под оккупацией большевистской Москвы» с просьбой «проверить условия жизни в СССР», прежде чем признать советское правительство.

Сообщение Польского телеграфного агентства (ПАТ) об «уличных боях между украинцами и коммунистами» в Нью-Йорке, о протестационном шествии «7 тыс. украинских эмигрантов» и о митинге, которым была вынесена резолюция, призывающая Рузвельта потребовать от Литвинова «гарантий, что большевистское правительство не будет преследовать украинского движения».

По сообщению Католического агентства печати в Варшаве, основан в Вене по инициативе кардинала Инницера «международный комитет помощи голодающим в СССР», во главе которого стоит заместитель председателя австрийского Красного Креста Митленер и секретарь Конгресса национальных меньшинств Амменде. Сообщение заканчивается следующим образом: «В воззвании к общественному мнению всего мира Комитет подчеркивает, что, прежде всего, на Великой Украине и Кубани массово вымирает население от голода, т.е. на украинском черноземе и на украинской территории».

Украинский антисоветский комитет в Бельгии издал воззвание к бельгийцам и бельгийским благотворительным учреждениям под заголовком «С.О.С. порабощенной, умирающей Украины». Это воззвание было перепечатано прессой всех более крупных бельгийских городов.

Бельгийская печать откликнулась статьями, выражающими необходимость помощи для Украины и положить конец «московскому господству». Комитет разослал еще меморандум «Происхождение голода на Украине» и начал издавать свои коммюнике для печати и политических кругов, помещаемые бельгийскими газетами.

Вне сомнения, что сведения, которыми мы располагаем в Польше о том, что делается за ее пределами, составляют лишь незначительную часть того, что есть в действительности. Надо полагать, что соответствующие полпредства, при наличии Вашей директивы, могли бы собрать более полные и более подробные сведения по этим вопросам. Если бы Вы не возражали, то было бы весьма полезно, если бы копии этих информаций были присылаемы также нашему посольству для сведения и большей ориентировки.

2. О репрессиях со стороны польских властей. По неполным сообщениям, за последнее время арестовано 160 чел. и проведено 55 обысков на Зап. Украине.

В связи с антисоветскими выступлениями арестован приходской священник на другой день после «дня траура». По сведениям печати, вследствие арестов в Кутах и Косове не могли состояться 29 октября «протестаци-онные собрания», в Рогатынском у. «за несколько дней до дня траура состоялись аресты, в первую очередь среди молодежи».

По сведениям печати, в Рогатынском у. «полиция ходила к священникам, спрашивала, как будут праздновать, и даже требовала, чтобы служились лишь тихие обедни». В Жидачевском у. в с. Песочна полиция запретила доклад 29 октября в читальне «Просвиты» на тему «о бедствии коммунизма», мотивируя это «запрещением высшими властями всяких собраний». Те же полицейские запретили местному священнику отслужить 29 октября обедню с пением, ссылаясь на распоряжение самого министерства внутренних дел.

В с. Лисятичи Стрыйского у. в «день траура» нельзя было устроить собрания в читальне «Просвиты», т.к. ...3* «жандарм стоял на страже, чтобы никто не вошел в зал». В г. Сколе протестационное собрание было распущено полицией.

В украинских газетах встречается много «белых мест», вследствие конфискации цензурой отдельных статей. Между прочим, в «Громадском Голосе» от 18 ноября конфискована часть произнесенной в сейме 3 ноября речи депутата Ладыки, которая содержала антисоветский выпад.

Запрещены полицией «панихиды по жертвам на Украине» в с. Шпанив около Ровно.

УСРП сообщает, что «административные власти запретили повсюду устройство открытых митингов и собраний в день 5 ноября. Конфискованы также в “Громадском Голосе” уведомления о протестационных митингах».

Корреспонденты из Владимира Волынского и Костополя жалуются на местные староства, которые запретили уездные комитеты «Спасения Украины», а во Владимире также организованные местным «Союзом украинок» академию и лекцию о «положении украинцев в СССР».

В г. Сколе протестационное собрание распущено полицией.

3. «Протестационные» собрания. За последний период были сообщения только лишь о тех собраниях, которые состоялись в дни «траура и протеста», т.е. 29 октября или 5 ноября. Пока нет сведений о каких-либо новых «протестационных» собраниях в границах Польши, за исключением Волыни, где были организованы за последние недели уездные комитеты «помощи голодающим на Украине» в Луцке, Ковеле, Сарнах, Люмобле и Владимире Волынском. Эти комитеты организуются во всех уездах Волынского воеводства так называемым Волынским общественным комитетом помощи голодающим на Украине, в состав которого входят депутаты и сенаторы из беспартийного блока. Комитет «приступит к проведению сбора пожертвований лишь после окончания организации всего аппарата, необходимого для сбора, хранения и высылки пожертвований». Упомянутый аппарат должен состоять из уездных и волостных комитетов.

Имеются дополнительные сообщения о богослужениях, собраниях и резолюциях в день 29 октября из следующих уездов: Комарно, Калуш, Копы-чинцы, Борыслав, Дрогобыч, Подгайцы, Радехов, Броды, Рогатый, Коломыя, Жидачев, Рава, Львов, Сколе, Залещики, Трембовля, Каменка, Струмилова, Бережаны и, кроме того, из городов: Солотвина, Комарно, Степань (на Волыни), Горохов, Кременец.

В Ровно во время протестационного собрания один из ораторов ставил присутствующим в пример сербов, у которых имеется следующий обычай: «если уж я должен погибнуть, то пусть со мной погибнет хотя бы один мой враг».

29 октября в Ковеле был подписан «протест против большевистского террора и морения голодом Украины, против бесчеловечного преследования религии... нашего украинского народа, который живет под большевистским игом»...

Протестационные собрания были организованы УСРП и УСДП в день 5 ноября в Самборе и Самборском у., в Милостове Ровенского у., в г. Почаеве и в других трех местностях Кременецкого у., в г. Грудек, Тлумач, в трех местностях Тернопольского у., в двух селах Тлумачевского и в одном селе Надворня некого у.

УНДО 9 ноября публиковало добавочные сведения о богослужениях и собраниях, состоявшихся в «день траура и протеста» в Бучаче (собрания по всем деревням уезда, резолюции, траурные плакаты), во всех селах Рогатынского у. (доклады и протестационные резолюции), во всех греко-католических церквах Грибовского у., в Ровно (богослужение в православном соборе, ундовское собрание и резолюции) и в Женеве (собрание местной украинской колонии). 1 октября — собрание членов «Просвиты» в Литыни Дрого-бычекого у. с резолюцией «против террора и издевательства красных палачей на Украине».

2 октября основан уездный «Комитет спасения Украины» в Рогатыне с ундовским депутатом Кузиком во главе. 15-го того же месяца в Бурштыне Рогатынского у. протестационный митинг с резолюциями.

22 октября в Перемышле крупный протестационный митинг с резолюциями с участием ундовских депутатов Кузика и Макарушки.

28 октября в Стрые расширенное ундовское партийное собрание обсуждало «акцию в пользу голодающей Украины и вопрос о Всеукраинском конгрессе».

20 октября в Старом Самборе окружное собрание УНДО, которое, между прочим, «высказало сочувствие несчастным жертвам»..., а что было кроме того, неизвестно, т.к. сообщение частично конфисковано.

8 октября в Голыбисах Кременецкого у. «протестационная конференция (УСРП) против издевательства большевистской диктатуры на Великой Украине» с протестационной резолюцией. 8 октября такая же конференция УСРП в Вербовдах того же уезда; 15 октября уездная конференция УСРП в Сокале с докладом М. Стахова и резолюцией.

4. Отдельные антисоветские выступления. 1) Польский институт исследования национальных вопросов в своем ежемесячнике «Справы Народовосчове» в номере 4 за июль—август т.г. посвящает «украинской антисоветской акции» специальную главу, в которой пишет: «Переход центрального советского правительства к новому политическому курсу на Советской Украине и, в связи с тем, усиление репрессий как политического, так и экономического характера, вызвало невиданный до сих пор рост антисоветских настроений в Польше. Украинская печать всех направлений, за исключением приближенной к коммунистам, забила тревогу, описывая в длинных статьях политический гнет и страшный голод, который господствует на Советской Украине». Таким образом польский «научный» журнал подписывается под антисоветской клеветой. Спокойно, но с явной симпатией излагая ход антисоветской кампании украинской буржуазии, журнал двоекратно подчеркивает «стихийность протестационной реакции украинского общества», ссылаясь в доказательство этой стихийности на выступления «Украинской Думки» и Волынца. В главе, посвященной самоубийству Скрыпника, тот же самый журнал пишет: «Быть может он (Скрыпник) не мог пережить к концу своей жизни катастрофы своих иллюзий, в свете которых ему казалось возможным достижение свободы Украины, только в советском строе?».

2)    «Польско-украинский бюллетень» напечатал полностью антисоветскую сеймовую речь депутата Левицкого. В номере от 12 ноября журнал обрушивается на «агентов Москвы» по поводу прокламации компартии Польши, изданной в связи с покушением на львовское советское консульство, и пишет: «Если кто-либо в Польше питает иллюзии о мнимом миролюбии и искренности официальных выступлений советского правительства по отношению к Польше, вот ему еще одно доказательство, чего стоит это советское ухаживание... На лояльные и миролюбивые шаги с польской стороны, которые ярко проявились как раз во время процесса боевика ОУН Николая Лемыка348, Советы пускают в ход свой подпольный орган — Польскую секцию Коминтерна, бросая клеветы, воззвания к борьбе и к перевороту. Каждому, кто заботится о будущем, следует над этим призадуматься».

3)    Орган варшавских и краковских консерваторов «День Польский» от 17 ноября, обсуждая польско-украинские отношения в Восточной Галиции, приходит к выводу, что, несмотря на известные положительные явления (выступления УНДО, Шептицкого и Хомышина против ОУН), «придется еще целые годы ждать нормализации отношений». Газета пытается разгадать желанное будущее: «Быть может, в будущем легче будет согласовать наш государственный интерес с интересом украинской нации в переговорах между Варшавой и Киевом, нежели сегодня во Львове».

4)    Выступление Данько из Женевы, который откровенно признает, что «сближение великих держав с Советским Союзом является временным препятствием для развития украинской противоголодной акции на международной арене, даже и чисто благотворительной», и утешает читателей надеждами на успех этой акции «в ближайшем будущем».

5)    Выступление УНДО 9 ноября в связи с появлением в советской печати названия «Малополына» вместо «Западная Украина» и делает из этого вывод, что большевики, которые в стремлении к «физическому истреблению всего украинского народа» пытались этим путем «ликвидировать украинскую проблему... до сих пор только лишь в границах СССР, теперь пытаются вычеркнуть украинский вопрос и вне границ СССР. Вскоре они станут уже и УССР звать у себя Малороссией».

С товарищески приветом

советник Полпредства СССР в Польше Подольский

1* Здесь и далее отточия документа.

2* В документе, по-видимому,  ошибочно —  Пильзно.

3* Здесь  и далее отточия документа.

347 Объединение украинских организаций в Америке (ОУОА) — общественно-политическая организация украинцев. Образована в октябре 1922 г. на Народном съезде в Филадельфии (США) с целью организации мероприятий по признанию украинской государственности, предоставления материальной помощи развитию украинской жизни на родных землях и объединения украинской эмиграции. Объединение широко информировало общественность о состоянии дел в кругах украинской общественности, собирало материальные средства для помощи народу Украины, и, в частности, во времена голода 1932—1933 гг., издавало книги про Украину на английском языке. На протяжении 1923—1938 гг. организовало 7 конгрессов американских украинцев. Председателями объединения в различное время были: Л. Левицкий, В. Сполитакевич, О. Ревьюк, М. Мурашко, секретарем с 1924 г. был Л. Мишуга. Украинский Конгрессовый Комитет Америки, образованный в 1941 г., возложил на себя функции ОУОА.

348 Имеется в виду убийство Миколой (Николаем) Лемыком советского дипломата Алексея Майлова в консульстве СССР во Львове. Микола Лемык родился в с. Солова Перемышлянского уезда в Галиции (теперь Золочевского района Львовской области). После окончания украинской гимназии учился на математико-естественном факультете Львовского университета. 21 (22) октября 1933 г. Лемык по приказу провода организации украинских националистов убил начальника канцелярии консулата СССР во Львове Алексея Майлова (а по совместительству эмиссара большевистских спецслужб) в знак протеста против голода в Советской Украине. Суд во Львове, который состоялся в октябре—ноябре 1933 г., приговорил Лемыка к смертной казни. Через некоторое время смертная казнь была заменена пожизненным заключением.

На волю Николай Лемык вышел только в начале Второй мировой войны, осенью 1939 г., когда немецкая авиация бомбила польские города, в том числе и тюрьму в Седльце. В 1941 г. стал одним из организаторов походных групп ОУН и их деятельности в Украине. Осенью 1941 г. возглавил восточную походную группу ОУН. Погиб в октябре 1941 г.: арестован гестапо и расстрелян в Миргороде (Полтавская область). Его именем названа улица в городе Львове.