Статья из газеты «Le journal des debats politiques ет litteraires» «Как большевики кормят людей». 1 августа 1933 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1933.08.01
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР 1929-1934. Том 3. Лето 1933 - 1934 гг. М.: МФД, 2011. Стр. 482-484
Архив: 
Le Journal des debats politiques et litteraires. 01.08.1933. Перевод с французского O.E. Орленко.

№393

Статья из газеты «Le journal des debats politiques ет litteraires»311 «Как большевики кормят людей»

На конференции в Лондоне, а затем в Париже т. Литвинов, народный комиссар иностранных дел, изображал кипучую деятельность и полную удовлетворенность. Это показное поведение не смогло отвлечь внимание от реального положения в СССР. Несмотря на всеобщее отрицание, все о нем знают. Даже в СССР миллионы людей не умирают, не произнеся ни единого слова. Террор, цензура, расстояние не могут задушить доходящие до нас страшные отчаянные стоны. Неоспоримые доказательства, письма, которые удалось переправить через границу и которые скоро будут опубликованы на французском языке, перед нашими глазами, рассказы иностранных путешественников, уволенных с постов служащих и беженцев. Они единогласно свидетельствуют об одном. По ним можно понять особенности происходящего на протяжении последнего года несчастья. О нем мы будем говорить ниже.

Несомненно, причиной беды стала коллективизация в сельском хозяйстве. Месяц назад профессор Ауфхаген, директор Института Восточной Европы, взял в лагере для беженцев Шнайдемюль интервью у немецких поселенцев, только что сбежавших из СССР. Они в один голос заявили: «Коллективизация — это катастрофа!» Природа не играет в этом голоде никакой роли. Время благоприятно для сбора урожая, а наиболее страдающие от голода регионы (Украина, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье) являются наиболее плодородными.

Вот уже второй раз на протяжении большевистского режима «Царь Голод» занимает трон312. И это повторение о многом свидетельствует. Но, по мнению тех, кто пережил голод 1921—1922 гг., этот голод 1932—1933 гг. еще более суровый.

Вот несколько цифр для более четкого представления. В станице (казачий город) Дмитриевская численность населения упала с 6 тыс. чел. до 2 тыс. чел, в Ильинской — с 3 тыс. чел до 1500 чел. Некоторые станицы, по словам иностранного очевидца, «практически полностью опустели», например, Изобильная, Каменнобродская, Лазовская. В Краснодаре (Екатеринодаре), городе с 330 тыс. жителей, от голода умерло 40 тыс. чел. за январь—май 1933 г. И эта ужасающая смертность будет продолжаться, пока не восстановится равновесие в области продовольствия. Но не за счет увеличения производства, а за счет гибели значительной части потребителей. На самом деле, большевикам очень «кстати» представлять капитализм как «поставщика трупов»! Каждый раз, когда удается поговорить со свидетелем, побывавшем на Северном Кавказе, можно услышать рассказы о «людях, нижние конечности которых распухли от нехватки пищи, из-за чего они не могут двигаться». А другие «почти без сил, готовые упасть на полпути в ожидании скорой смерти, и так они могут лежать целыми днями, пока кто-нибудь не обратит на них внимание. Вдоль дорог даже в городах можно увидеть трупы умерших от голода людей». Этот же свидетель рассказал, как в Краснодаре труп, по словам жителей, лежал так три дня. А когда решаются хоронить людей, то вообще не выясняют его личность и закапывают человека в первом попавшемся дворе. Немец из Нижнего Поволжья пишет: «Многие умирают. Их хоронят без гробов, не прочитав ни строчки из Писания. Вместо этого поют Интернационал! Да и что им еще можно петь на кровавом большевистском празднестве?»

Вот уже месяц в письмах, приходящих оттуда, содержатся только монотонные душераздирающие стоны умирающих, сетующих на судьбу и умоляющих о помощи. Вот несколько взятых наугад отрывков: «...1* Мой брат умер... Нет никого, кто бы его похоронил. Больше не осталось никого, кто мог бы сделать что-либо для другого... От меня осталась лишь тень... Во всей деревне не осталось ни одного дееспособного человека... Мы засыпаем и просыпаемся в слезах... У бедных детей больше нет сил играть. Каждый день они плачут от голода. Часто я ухожу из дома, чтобы не видеть их слез... На помощь, на помощь, ... брат, во имя Христа! И как можно скорее!» Население страдающих районов находится в прострации. «Люди, — говорит иностранный свидетель, — находятся в отупении и в полном безразличии к смерти ближнего, на крайней точке раздражения, но не ярости, а безнадежности и полной апатии».

Что же едят эти несчастные, чтобы поддержать в себе подобие жизни? О хлебе и картошке уже давно нет и речи. Едят свеклу, фураж, скот, собак, кошек ...2* включая и кожу. Но это еще ничего. В мае учительница из города К. (бывшее правительство Полтавы3*) написала: «Я еще не ем человечину, но, возможно, стану это делать, когда вы получите это письмо». Иностранный путешественник, проезжавший в это же время Северный Кавказ, рассказывал, что случаи людоедства встречаются повсеместно: «Эти слухи подтверждаются полностью достоверными источниками в Краснодаре, в Севастополе, с описанием деталей и называнием имен». Например, находили трупы людей с частями тела, отрезанными для употребления в пищу. В письме, написанном в марте 1933 г. немецким жителем Нижней Волги, мы читаем: «Родители приходят в сельсовет с вопросом, могут ли они съесть своих умерших детей». Другое письмо от апреля 1933 г. из северокавказской деревни сообщает, как в дом, где умер отец семейства, пришел сосед, а вдова сказала: «Мы с детьми просим вашего совета. Должны ли мы похоронить его или можно его съесть?» Вот как большевики, презирающие буржуазию, возродили каннибализм.

Помимо страшной развязанной ими катастрофы что еще характерного сделало советское правительство? Оно отрицает существование голода, продолжает экспортировать зерно (более 1500 тыс. т в 1932 г.), которое может спасти миллионы жизней. Оно запрещает оказывать помощь голодающим (приказ от 23 августа 1933 г.)313, а советская администрация отвечает на их стоны: «Голода нет! Ешьте спрятанное вами зерно! Крестьяне, не выдавшие причитающееся государству до зернышка, считаются врагами!» Помимо того была предпринята целая серия полицейских норм, ограничивающих отъезд крестьян в города. «Таким образом, — говорит рассказчик, — голодающим остается лишь ждать медленной смерти в своих домах». Если вдобавок вспомнить опустошавшие Кубань дикие репрессии и массовые депортации, которыми недавно правительство сломило яростное сопротивление казаков коллективизации, невольно приходишь к выводу, что правительство, вероятно, поставило задачу уничтожить всеми возможными способами, в том числе и голодом, расу казаков, поскольку те были постоянными врагами большевизма. Пусть гибнет весь народ, а не принцип!

Это напоминает нам речь т. Молотова314, президента Совета народных комиссаров, завершившую заседание Исполнительного комитета в прошлом январе. Он призывал отметить мир, который советское правительство установило между 168 народами, живущими в СССР!

Мы прекрасно видим, о каком мире идет речь: Ubi solitudinem faciunt, pacem appellant315. Позволим себе напомнить это тем, кто собирается принять всерьез кандидатуру этого правительства на Нобелевскую премию в лице т. Литвинова.

ВЕРАКС4*

1* Здесь и далее отточия документа.

2* Часть текста утрачена из-за дефекта экземпляра газеты  (прим.  перев.).

3* Так в тексте  (прим.  перев.)

4* VERAX  —  псевдоним  главного  редактора  (прим.  перев.).

311 «Le journal des debats politiques ет litteraires» — французская газета; издавалась в период с 1789 по 1944 г. с некоторыми изменениями в названии. Была основана адвокатом и политическим деятелем Гольтье де Бьёзом и первоначально печатала протоколы заседаний Национальной Ассамблеи. Свое окончательное название — «Газета политических и литературных дебатов» — получила в 1815 г. В разные периоды истории Франции менял свою направленность: консерваторская при Людовике XVIII, либеральная при Карле X. Продолжала издаваться во время фашистской оккупации, что и послужило причиной ее закрытия в 1944 г. после освобождения Франции. В газете печатались произведения таких известных критиков и писателей, как Гектора Берлиоза, Виктора Гюго, Оноре де Бальзака и др.

312 Образное выражение «Царь Голод» появилось в России во время голода 1891— 1892 гг. для привлечения внимания властей к усилиям общественности по оказанию помощи голодающим. Затем оно использовалось в риторике правительственных и международных организаций, занимающихся оказанием помощи голодающим в 1921-1922 гг.

313 В действительности никакого приказа о запрете оказывать помощь голодающим не существовало. Более того, как свидетельствуют документы сборника, во второй половине 1933 г. — начале 1934 г. по решению Центра регионы получили зерновые ссуды в более ранние сроки и в самом значительном объеме с начала коллективизации.

314 Речь идет о докладе Молотова «О международном положении Советского Союза» и разделе «О международном положении и наших задачах» в выступлениях Молотова на IV сессии ЦИК СССР 28 декабря 1933 г. (Правда. 1933. 29, 31 декабря).

315 Ubi solitudinem faciunt, pacem appellant — «Там, где они создают пустыню, они называют это миром». Слова вождя бриттов о римских завоевателях (Тацит. Агрикола. XXX, 4).