Из журнала № 122 заседания Особого совещания по перевозкам — рассмотрение вопроса о положении с топливом на железных дорогах страны.

Реквизиты
Направление: 
Государство: 
Датировка: 
1917.10.05
Период: 
1917
Источник: 
Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической революции Ч. 2 - М.-Л.: 1957 С. 265-268
Архив: 
ЦГИАЛ, ф. ГЭК, оп. 1, д. 10, лл. 9—13. Заверенная копия.

5 октября 1917 г.

...[1] Совещанием было заслушано сообщение товарища министра путей сообщения Г. С. Тахтамышева о положении дела с удовлетворением по-треоности железных дорог в твердом минеральном топливе и доклад по Хозяйственному [отделу] Управления железных дорог о положении дела е заготовкой дров для надобностей железных дорог.

Товарищ министра путей сообщения Г. С. Тахтамышев сообщил, что председателем Особого совещания по топливу проф. Киршем обещано предоставить в октябре для нужд железных дорог 49.5 млн пуд. угля, каковое количество представляется максимальным, так как выработка угля в Донецком бассейне значительно понизилась и составляет около 90 млн пуд. в месяц. Из остальных 40 млн пуд. 20 млн пуд. уделяется металлургической промышленности, а 20 млн иуд. на все другие потребности.

Дальнейшее сокращение нормы топлива для промышленности не представляется возможным, ввиду этого проф. Кирш рекомендует в целях уменьшения потребления железными дорогами угля сократить пассажирское движение. Но при этом следует принять во внимание, что до настоящего времени уже сокращено 70 тыс. поездо-верст из 200 тыс. поездо-верст, т. е. 35%, причем сокращение потребления угля выразилось в 71/2%. Дальнейшее же сокращение пассажирского движения при наблюдаемой ныне переполненности вагонов не представляется возможным. Для поддержания же существующего движения для железных дорог требуется по 55 млн пуд. [угля] в месяц. При этом следует принять во внимание, что обычно в течение лета образовывались на железных дорогах запасы угля до 50 млн пуд., которые расходовались в течение зимы и к марту падали до 12—15 млн пуд. В настоящее время запасы составляют всего 22 млн пуд., так как количество предоставляемого железным дорогам с марта месяца угля все сокращалось:

В марте

57 млн пуд.

» апреле

44 »

» мае

53 »

» июне

54 »

» июле

51 »

» августе

48 »

» сентябре

35 »

Что касается количества угля, предоставлявшегося металлургической промышленности, то таковое не подвергалось сокращению с марта с. г.

Таким образом, если железным дорогам не будет предоставлено необходимое количество угля, то для поддержания движения придется реквизировать погруженный для других потребителей уголь.

Ввиду того что вопрос об установлении нормы угольного топлива для железных дорог будет в ближайшее время обсуждаться в Экономическом совете, Г. С. Тахтамышев полагал желательным, чтобы Особое совещание высказало свое мнение по этому вопросу.

К изложенному помощник начальника Хозяйственного [отдела] Управления железных дорог Е. П. Иванов добавил, что проф. Кирш на заседании Центрального исполнительного комитета Совета рабочих и солдатских депутатов заявил, что железным дорогам может быть обеспечено лишь 45 млн пуд., а не 49.5 млн пуд. Это количество не даст возможности поддержать движение на дорогах в необходимых минимальных размерах, особенно имея в виду увеличение потребления угля в течение зимних месяцев. Так, в 1916 г. железными дорогами было израсходовано угля:

В сентябре

49 млн пуд

» октябре

54 »

» ноябре

57 »

» декабре

63 »

Ввиду сего при запасе угля на 1 октября в 22 млн пуд. дороги должны будут остановиться к ноябрю.

Что касается других родов топлива, то и здесь дело обстоит неутешительно. Недовоз нефти из-за затруднений в речных перевозках выразился в 45 млн пуд.

Дров заготовлено:

Хозяйственным образом

500 тыс. куб. саж

Лесным ведомством

450 »

Поставщиками

300 »

Лесостроем

325 »

Всего

1575 тыс. куб. саж.

Таким образом, из потребных 2400 тыс. куб. саж. недостает ‘825 тыс. куб. саж. Центролес не будет в состоянии доставить это количество вследствие поздней организации и несвоевременного получения кредитов, ввиду чего можно рассчитывать получить от Центролеса не более 500 тыс. куб. саж.

Суждения Совещания.

По поводу предложения проф. Кирша о сокращении пассажирского движения представитель Московского порайонного комитета Н. А. Куров заметил, что в деле снабжения страны углем не следует идти по пути наименьшего сопротивления, а необходимо принять меры к повышению добычи угля.

Со своей стороны представитель Исполнительного комитета Совета рабочих и солдатских депутатов П. Е. Френкель отметил, что дело с повышением добычи угля обстоит не так просто, так как, прежде чем предлагать сокращение пассажирского движения, проф. Кирш, убедившись в невозможности повысить добычу угля, принужден был закрыть 210 фабрик и заводов.

Ввиду сего вся страна должна пойти на жертву, причем необходимо согласовать равномерное распределение их между отдельными областями государственного хозяйства.

Затем представитель Министерства торговли и промышленности М. П. Чернышев заявил, что при обсуждении в Экономическом совете вопроса об установлении нормы угля для нужд железных дорог он принужден будет высказать соображения против удовлетворения потребности железных дорог в заявленном Министерством путей сообщения количестве. В самом деле, когда в прошлом году, стоя перед угрозой остановки движения, пришлось значительное количество угля, предназначенного металлургии, передать железным дорогам, вследствие чего явилось сокращение выплавки чугуна с 18 до 9.5 млн пуд., указывалось, что при условии предоставления железным дорогам угля надлежащего качества потребление его может быть сокращено на 20—30%. В настоящее же время вопрос о качестве угля не поднимается, потребление же его не сокращается. Между тем добыча угля стремительно падает, и за первую половину сентября понизилась до 50 млн пуд., т. е. до небывалого еще размера. Таким образом, увеличение нормы для железных дорог может быть осуществлено только за счет сокращения нормы для металлургической промышленности. Если же из 21 млн пуд. угля, предоставляемых последней, передать железным дорогам 5 млн пуд., то положение металлургии будет такое же, каким оно было в феврале этого года, или даже хуже. Дальнейшее же понижение нормы совершенно убьет металлургическую промышленность. Эффект этих 5 млн пуд. для железных дорог будет значительно больше обычно получаемого ими угля, так как это будет лучший коксовый уголь.

Более точную цифру возможного сокращения потребления угля заводами выяснит комиссия, которая уже послана в Донецкий бассейн.

Ввиду заявлений, что падение добычи угля вызывается недостатком в продовольствии, представитель Министерства продовольствия И. Д. Михайлов сообщил, что в сентябре нужно было подвезти в Донецкий бассейн 1528 вагонов хлеба, в действительности же было доставлено на 642 вагона более, что обеспечивает на 2 недели. Дано много вагонов овощей и наряды на чай в ущерб армии и столиц.

По этому поводу член Государственного совета Н. Ф. фон Дитмар заметил, что до последнего времени хотя и не было голода, но не было уверенности, что Донецкий бассейн будет обеспечен продовольствием. Такое положение не могло способствовать созданию атмосферы для спокойной работы. Помимо сего, для поднятия добычи угля необходимо утвердить уважение к закону и иметь наитвердейшую власть.

Затем начальник Эксплуатационного управления железных дорог Э. В. Ландсберг огласил несколько телеграмм, в том числе от председателя Харьковского порайонного комитета, управляющего Рязанско-Уральской ж. д. и др., в которых указывается на катастрофическое положение на железных дорогах вследствие недостатка угля, запасы которого упали до 2—3 дневных…[2]


[1][1] Опущен доклад Ф. И . Шмидта о положении дел на Рязанско-Уральской ж.-д.

[2] Опущено заявление Э. В . Ландсберга о порядке перевозки мазута