Выписка из журнала № 121 заседания Особого совещания по перевозкам с рассмотрением доклада начальника Эксплуатационного управления железных дорог Э. В. Ландсберга о состоянии железнодорожных и водных перевозок.

Реквизиты
Направление: 
Государство: 
Датировка: 
1917.09.28
Период: 
1917
Источник: 
Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической революции Ч. 2 - М.-Л.: 1957 С. 262-265
Архив: 
ЦГИАЛ, ф. 273, оп. 10, д. 3677, лл. 73 об.— 79 об. Заверенная копия.

28 сентября 1917 г.[1]

VII

Совещанием была заслушана справка о современном положении транспорта.

Начальник Эксплуатационного управления железных дорог Э. В. Ландсберг доложил, что с 1 января по 15 октября[2] 1917 г. на дорогах восточного района недогруз по сравнению с тем же периодом 1916 г. составляет 1390 тыс. вагонов. За первую половину сентября недогруз выразился в 124 тыс. вагонах. На дорогах фронта работа упала за последние месяцы на 30%. Хотя недогруз за 1917 г. и составляет 43 тыс. вагонов, но это объясняется тем, что в первую половину года дороги фронта работали выше прошлого года. Недогруз же за половину октября[3] выразился в 35 тыс. вагонов.

Число задержанных вагонов по сравнению с 1916 г. несколько увеличилось на 15 сентября 1916 г. было 3000 вагонов, а на то же число 1917 г. — 4000 вагонов. Несмотря на значительное падение работы железных дорог, непогруженный остаток грузов уменьшился: на 1 сентября 1916 г. было 67 300 вагонов, а на 1 сентября 1917 г. 63 тыс. вагонов, в том числе хлебных грузов лишь 1365 вагонов. В последние дни получены сведения о подвозе до 1300 вагонов хлеба к станциям Черноморско-Кубанской ж. д., но хлеб этот еще не предъявлен к отправлению и адрес его неизвестен.

Погрузка угля в Донецком бассейне идет очень неуспешно. За настоящий год недогружено по сравнению с тем же периодом 1916 г. около 160 млн пуд., а за первую половину сентября — 19 731 вагон, несколько менее, чем в августе.

Главной причиной недогрузки является отказ отправителей; так, за первые десять дней сентября в среднем в день было непогружено вследствие отказа отправителей 1299 вагонов и по неподаче вагонов — 27, а за вторые десять дней по первой причине — 1486 и по второй — 11 вагонов.

Для железных дорог погрузка угля идет неудовлетворительно; при минимальной норме в 1500 вагонов, покрывающей лишь расход за первые десять дней сентября, грузилось в среднем 1088 вагонов в день, а за вторые десять дней — по 1149 вагонов.

Подвоз продовольственных грузов на фронт выполняется в среднем менее 50% от нормы:

Мука

25%

Крупа

25

Зерновой фураж

40

Сено

70

Мясо, солонина и жиры

30

Скот

70

Подвоз продовольствия к Петрограду и Москве несколько улучшился: за первые десять дней сентября в среднем прибывало 238 вагонов в день, из коих 76 вагонов муки и хлеба, а за вторые десять дней — по 239 вагонов в день, из коих муки 57 вагонов при норме в 40 вагонов. Водою за первые десять дней сентября подвозилось продовольственных грузов в среднем в день 26.5 вагона, из них муки — 5.4 и хлеба в зерне — 1.4 вагона. Повывезенных продовольственных грузов имелось в Петроградском узле в среднем в день: за первые десять дней сентября — 1222 вагона, за вторые десять дней сентября — 1142 вагона.

В Москву прибывало за первые десять дней продовольственных грузов в среднем но 256 вагонов в день, из коих муки и хлеба 46 вагонов, при норме в 40 вагонов, и за вторые десять дней по 253 вагона, из коих муки л хлеба по 75 вагонов в день. Водою подвезено за первые десять дней в среднем по 60 вагонов в день продовольственных грузов, из них муки — 0.2 вагона. Невывезенных продовольственных грузов в Московском узле было за первые десять дней сентября по 581 вагону, за вторые десять дней сентября по 708 вагонов. Кроме того, в Москве испытываются затруднения с разгрузкой воинских грузов, которых имеется около 700 вагонов, помимо задержанных около Москвы 1000 вагонов и в Вологде 900 вагонов. Это обстоятельство указывает на необходимость сократить погрузку из Архангельска.

Переходя к характеристике работы портов, Э. В. Ландсберг сообщил, что в сентябре из Владивостока вывозилось в среднем по 87 вагонов в день. С 25 сентября норма вывоза из Владивостока повышена до 130 вагонов, из Сретенска до 44 вагонов и с Китайско-Восточной ж. д. до 20 вагонов. Из Архангельска при норме в 250 вагонов вывозилось 232 вагона в сутки, из Кеми при норме в 100 вагонов вывозилось по 87 вагонов. При этом Э. В. Ландсберг обратил внимание, что из Кеми идет уголь морского ведомства, который в Лодейном Поле передается на воду для дальнейшего следования до места назначения. Морское ведомство настаивает, чтобы уголь довозился до портов Финского залива по железной дороге, на что Управление железных дорог категорически протестует. Э. В. Ландсберг просил Особое совещание своим постановлением подтвердить невозможность выполнения желания морского ведомства за отсутствием свободного подвижного состава. Далее Э. В. Ландсберг сообщил, что на днях было получено сообщение, что 4 млн пуд. угля, завезенного в Котлас, выгружены на затопляемой территории, и вследствие сего представляется необходимым перевезти это количество угля по железной дороге. Отметив, что такая перевозка могла бы быть совершена лишь за счет грузов, вывозимых из Сибири и Владивостока, Э. В. Ландсберг полагал, что должны быть приняты меры, чтобы избежать перевозки угля по железной дороге.

Заканчивая доклад, Э. В. Ландсберг обратил внимание на необходимость озаботиться усилением к будущей навигации наливного флота, так как наличный флот не в состоянии перевезти все предъявляемое для перевозки количество нефти. Так, например, морским ведомством предъявлено требование перевезти по железным дорогам из Саратова 700 тыс. дуд. нефти, причем мотивом выставляется невыполнение Распорядительным комитетом по водным перевозкам принятого на себя обязательства по> перевозке нефти водою. Эта перевозка создаст нарушение плана перевозки нефтяных грузов и сильно озабочивает Главнефть.

Состояние подвижного состава не улучшилось по сравнению с августом; число действующих паровозов было: в первой половине августа — 15 584, во второй половине августа — 15 544, в первой половине сентября 15 577. В ремонте находится 5300 паровозов, что составляет 25%.

В августе с заводов поступило паровозов 31, тогда как за этот же месяц прошлого года — 52. Из Америки по 18 сентября прибыло во Владивосток 69 паровозов, из коих собрано в Харбинских мастерских и отправлено 22 паровоза. Полувагонов прибыло из Америки 561 шт.

Общее число вагонов на сети по сравнению с 1916 г. увеличилось на 27 400, а количество больных увеличилось на 20 тыс. вагонов. Процент больных вагонов в сентябре — 7.9% — несколько понизился против июля и августа, когда он составлял 8.6%, что следует приписать помощи морского ведомства.

Суждения Совещания.

На вопрос представителя Всероссийского земского союза Н. М. Терешковича о том, в каком количестве подвозится продовольствие в Финляндию, Э. В. Ландсберг сообщил, что на август по плану было назначено 962 вагона, а погружено было всего 176 вагонов; на сентябрь назначено 1720 вагонов, об исполнении же сведений пока не имеется.

По этому поводу II. М. Терешкович заметил, что Финляндия испытывает чрезвычайные продовольственные затруднения. Хотя Сенату за устройство займа в 60 млн марок было обещано подвезти продовольствие, но, как усматривается из справки, доставлено было лишь незначительное-количество. Невыполнение обязательства вызывает недоверие к правительству и подрывает престиж России.

Ввиду сего Н. М. Терешкович полагал, что Министерство путей сообщения должно сделать все от него зависящее, чтобы продовольственные-грузы, предназначенные для Финляндии, не задерживались.

Относительно предоставления железным дорогам повышенной нормы угля представитель Осотопа А. П. Снегиревский заявил, что председателем Особого совещания по топливу сделано телеграфное распоряжение, чтобы с 23 по 28 сентября весь уголь за самыми небольшими ограничениями грузился в адрес железных дорог, а на октябрь количество угля для железных дорог увеличено на Н/2 млн пуд. за счет металлургических заводов.

Напомнив, что на предыдущем заседании представитель Министерства торговли и промышленности М. П. Чернышев обещал увеличить-количество предоставляемого для железных дорог угля на 10 млн пуд.. в месяц, из коих 5 млн пуд. за счет металлургических заводов и 5 млн пуд. за счет других сокращений, начальник Эксплуатационного управления железных дорог Э. В. Ландсберг заметил, что заявленное представителем Осотопа увеличение нормы не окажет помощи железным дорогам, которые при таких условиях вынуждены будут прекратить движение в конце октября.

По вопросу об угле, завезенном в Котлас и выгруженном на затопляемой территории, заведующий водными перевозками А. А. Якушев отметил, что помощник главноначальствующего г. Архангельска капитан Страховский, несмотря на целый ряд запрещений из центра, распорядился отправить уголь водой в Котлас и притом в количестве, значительно превышавшем приемочную способность этого пункта. Ввиду сего пришлось сложить около 4 млн пуд. угля на затопляемой территории. Уголь этот предполагаетсяилиоградитьдамбой,чтобыпрсдохранитьот затопления, или же погрузить в суда, в которых он будет отправлен на Петроград весной.

Напомнив, что на непорядки в Котласе в свое время обращалось внимание, Н. М. Терешкович полагал, что причиной этому является несоответствие действия двух ведомств. Поэтому для урегулирования этого вопроса необходимо или Главначу подчинить все места разгрузки архангельских портов, или же Поглавнача сделать органом Министерства путей сообщения.

Со своей стороны представитель Осотопа А. А. Снессаревский заметил, что для увеличения вывоза из Сибири можно было бы использовать, с разрешения морского ведомства, котласский уголь, предоставив таковой, хотя бы временно, для заводов Урала, сократив этим путем перевозку черемховского угля в грузовом направлении.

Признавая недопустимым перевозить уголь, завезенный в Котлас, по железной дороге в Петроград, Особое совещание полагало принять одну из указанных мер: или оградить уголь дамбой, чтобы предохранить его от затопления, или погрузить в суда, или войти в сношение с морским ведомством об уступке этого угля для железных дорог и заводов Урала.

Относительно перевозки угля морского ведомства из Кеми Особое совещание подтвердило недопустимость перевозки такового по железной дороге от Лодейного Поля до Ревеля и Гельсингфорса за отсутствием свободного подвижного состава.

Вполне присоединяясь принципиально к мнению Э. В. Ландсберга о необходимости усиления наливного флота Волжского и Мариинской системы, Совещание полагало поручить Распорядительному комитету по водным перевозкам представить свои соображения по этому вопросу, а также и о размере потребных для сего средств.

Постановление Совещания.

Приняв к сведению справку о современном положении транспорта,. Особое совещание постановило:

I. Просить Эксплуатационное управление железных дорог подтвердить морскому ведомству, что перевозка угля из Коми по железной дороге далее Лодейного Поля в порты Финского залива не представляется возможной за отсутствием свободного подвижного состава.

И. Выяснить сношением с морским ведомством, не представляется ли возможным уступить хотя бы временно 4 млн пуд. угля, выгруженного в Котласе на затопляемой территории, для железных дорог и заводов Урала, так как о перевозке этого угля в Петроград по железной дороге не может быть речи. В слз'чае отрицательного ответа морского ведомства уголь должен быть или огражден дамбой для предохранения от затопления, или погружен в суда, на которых он подлежит отправке весной на Петроград.

III. Поручить Распорядительному комитету по водным перевозкам представить свои соображения об усилении наливного флота Волжского и Мариинской системы, а также о размере потребных для сего средств.


[1] Датируется по препроводительной

[2] Так в док.; очевидно, допущена опечатка; следует: 15 сентября

[3] Так в док.; по-видимому, следует: сентября