2. Технические культуры
2. Технические культуры
Текстильное сырье. Из важнейших народно-хозяйственных проблем зерновая проблема планом разрешается удовлетворительно. Гораздо сложнее обстоит дело с техническими культурами, несмотря на то, что теми роста технических культур запроектирован значительно больше роста зерновых. Существеннейшая задача, которую план должен был бы разрешить, это избавление страны от импорта текстильного сырья (хлопка). Но хотя в плане запроектировано повышение товарного сбора хлопка до 5¼ млн. ц по отправному варианту (+144%) и до 6,1 млн. ц по оптимальному (+179%), все же и к концу пятилетия сохраняется импорт хлопка в 1‑1,2 млн. ц. Проектировать большое повышение темпов роста хлопковой продукции нельзя было, ибо и без того темпы роста приняты с исключительным напряжением. Для того, чтобы их достигнуть, необходимо не только точное выполнение календарных сроков ирригации, но и самое жесткое регулирование водопользования и полное выполнение плана минерализации хлопковых площадей. Самым слабым местом плана хлопководства является то, что эффективность минерализации исчислена на основе ограниченного количества полевых опытов, не дающих твердой базы как для подбора видов удобрений, так и для их дозировки. Мы считаем первейшей обязанностью среднеазиатских республик и Закавказья, их наркомземов и главхлопкомов — уже в этом году организовать разветвленную сеть полевых опытов, чтобы накопить к осени достаточно материала для определения эффективности минеральных удобрений. Если эта предварительная работа не будет своевременно выполнена, осуществление намеченного плана будет невозможно.
Столь же сложной оказалась при составлении плана проблема льна. По льну намечается рост валовой продукции на 70% по отправному и на 120% по оптимальному варианту. Урожайность с 1 га должна быть поднята к концу пятилетия с 2,3 ц в 1928 г. до 3 ц по отправному варианту и до 3,6 по оптимальному. И по оптимальному варианту урожайность льна намечается ниже нынешних урожаев соседних с нами Латвии, Литвы и Польши. Чтобы реализовать запроектированные темпы, придется коренным образом реорганизовать полеводство льняных районов в сторону увеличения травосеяния и усиления минерализации. Очень серьезным средством поднятия льняной культуры должно явиться усиленное строительство заводов по первичной переработке льна.
Отставание льняной культуры связано с тем, что первобытные методы обработки льна, которые применялись до войны, находятся в коренном противоречии с тем новым укладом деревенской жизни, который сложился после революции. Мы не разовьем льняного хозяйства, если закрепимся на этих примитивных способах. Только решительный сдвиг в сторону применения более совершенных, более приемлемых для культурно возросшего крестьянства методов переработки льна может вывести льноводство из тупика. Вот почему мы в своем плане намечаем большое строительство заводов по переработке льна и считаем, что эти заводы должны строиться прежде всего в таких совхозах и колхозах, которые смогут обеспечить заводам определенные запасы сырья.
При намеченных темпах развития льняной культуры мы сможем к концу пятилетия экспортировать около 1 млн. ц льна (по отправному варианту) и 1,9 млн. ц (по оптимальному). Возникает крупнейший вопрос: сможем ли мы сбыть это количество льна на мировом рынке, не прибегая к такому резкому снижению цен, которое сделало бы культуру льна невыгодной для нас? Вопрос этот требует еще дальнейшей проработки.
Если учесть то, что мы писали о хлопке и льне, то выводы напрашиваются сами собой. Мы должны усилить удельный вес льна в текстильной промышленности. Нам выгоднее несколько сдерживать вывоз льна, но зато избавиться от крупных затрат на импорт хлопка.
В виду затруднений с текстильным сырьем, пятилетка уделяет особое внимание поднятию культуры пеньки, развитию товарности этой культуры и развитию посевов новых видов текстильного сырья (кендырь, рами, кенаф, канатник и др.).
Свекла. Рост свеклосеяния определяется ростом сахарной промышленности, производство которой с 1.340 тыс. т сахарного песку поднимается (по оптимальному варианту) до 2.600 тыс. т или на 194%. Площадь сахарной свеклы поднимается с 666 тыс. га до 1090 тыс. га или на 63%, урожайность — с 135 ц до 180 или на 33,5% и валовой сбор — на 117%. Рост валового сбора свеклы несколько опережает рост заводской переработки, но это, как увидим ниже, лишь кажущееся расхождение.
Как темп развития сахарной промышленности, так и темп роста свеклосеяния не соответствуют растущей потребности населения в сахаре (особенно в связи с борьбой против алкоголизма) и возможностям расширения свеклосеяния и производства сахара. Эти темпы могут быть значительно подняты и без постройки значительного числа новых заводов, если удачно закончатся производимые опыты сушки свеклы. Возможность переработки сушеной свеклы позволит с небольшими, сравнительно, затратами увеличить вдвое период работы заводов. Это откроет величайшие перспективы перед сахарной промышленностью и свеклосеянием.
Свеклосеяние за это пятилетие поднимется на значительную техническую высоту. Площадь под свеклой должна, согласно плана, на 100% удобряться минеральными удобрениями, вводится тракторизация и механизация обработки свеклы. Контрактация свеклы превращается в долгосрочную и послужит толчком к массовому производственному кооперированию и коллективизации свеклосеятелей.
Овощи и фрукты. Мы считаем необходимым особо остановиться на вопросах огородничества и садоводства. Несомненно, что зерновая проблема в нашей стране все больше заостряется, благодаря чрезвычайной односторонности нашего питания. Не только крестьянство, но и городское население из растительных продуктов питается преимущественно зерновыми продуктами — хлебом, крупами и т. д., потребляя ничтожное количество овощей и фруктов, между тем как в Западной Европе огромную роль в рационе играют картофель, овощи и фрукты. Последние дают с единицы площади гораздо больше питательного продукта, чем зерновые хлеба. В течение пятилетия мы должны провести соответствующие изменения в режиме питания. Исходным должно явиться развитие огородного хозяйства вокруг городских и рабочих центров и развитие огородничества в южных районах с целью поставки ранних овощей для более северных промышленных центров. Само собой разумеется, что огородничество и садоводство мы должны строить в совершенно новых формах, рационализируя его, снабжая его улучшенным инвентарем (там, где это нужно — оросительными сооружениями) и усиленно заботясь о том, чтобы эти промышленные отрасли сельского хозяйства нашли максимальное развитие в колхозах и совхозах.