Сообщение газеты «Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов» о развале производства и злоупотреблениях администрации на заводе «Светлана».
По предложению Отдела труда Совета рабочих и солдатских депутатов начальником Главного артиллерийского управления с согласия военного министра была организована комиссия по обследованию завода «Светлана» и «Пелла», в которую по желанию Отдела труда вошли 3 представителя общественных организаций: Отдела труда, Комитета военно-технической помощи и Центрального военно-промышленного комитета. От Отдела труда в комиссию был делегирован т. Г. И. Жижин. Ознакомившись с документами и заявлениями рабочих и администрации, члены комиссии посетили завод «Светлана». Обследовав обстановку работ на заводе, комиссия констатировала крайнюю неорганизованность производства и недопустимую небрежность в ведении его. Так, комиссия признала угрожающую опасность в пожарном отношении от куч пороховой мякоты, сваливаемой вместе с опилками и прочими материалами, полную неудовлетворительность сборочной мастерской в противопожарном отношении. Комиссия обратила внимание на крайне небрежное устройство бараков для снаряжения факелов — отсутствие отопления и антигигиенические условия работы, на исключительное по безхозяйствевности отношение к материалам: кучи железных корпусов свалены под открытым небом, кучи обрезков войлока гниют на земле и т. п. Комиссия констатировала техническую неподготовленность и беспечность администрации. Цапример, заведующий заводом и его помощники не догадались хотя бы исследовать полученную на заводе селитру, результатом чего явилась приемка натриевой селитры вместо калиевой. Крупнейшими недостатками являются: отсутствие организационного плана при начале работы, вследствие чего помещение не было правильно использовано и даже не было приспособлено в санитарно-гигиеническом отношении (плохая вентиляция и освещение и т. п.); недостаток и неподготовленность технического надзора; полное пренебрежение администрации к указаниям на недостатки производства, делавшиеся компетентными лицами из состава специальных комиссий для обследования заводов. Большое число отказов при стрельбе комиссия в значительной мере ставит в зависимость от неудовлетворительной постановки дела. Небрежное отношение к хозяйственной стороне дела обратило на себя внимание комиссии, тем более, что при получении заказа цена снаряда была заявлена заведомо преувеличенной. Г. Гукасовым принимались во внимание в самой широкой мере интересы целого ряда комиссионеров и спекулянтов, рвавших за счет казны непомерно высокие «комиссионные». Так, например, вознаграждение изобретателя — около 50 коп. со снаряда — и суммированная заработная плата рабочим — 65 коп. со снаряда — являются более чем низкими по сравнению с «комиссионными» в пользу некоего и неизвестно за что получавшего 45 коп.
кн. Мышецкого и инженера К. за содействие в покупке металла — 30 коп. с корпуса снаряда (при заготовительной стоимости этого корпуса всего в 55 коп.). Если к этому прибавить еще «комиссионное» познаграждение целого ряда лиц, в деле никакого участия не принимавших, то картина ажиотажа, развернувшегося около заказа на светящиеся снаряды, конечно еще неполная, будет достаточно показательной для отношения г. Гукасова к интересам обороны. Комиссия, не высказываясь сколько-нибудь определенно относительно наличия злого умысла как причины описанного состояния завода и работ по исполнению заказа, считает долгом отметить, что она, не являясь органом юридической власти, ограничивается констатированием фактов и высказывает предположения, направленные к улучшению дела, если бы его понадобилось восстановить, или к прекращению его, если будет решено окончательно его ликвидировать. Комиссия обращает особое внимание на возмутительное бездействие завода, взявшегося за выполнение заказа на оборону. В эпоху величайшего испытания, постигшего нашу родину, 21/2 млн руб. оставались для государства мертвым капиталом, сотни рабочих рук в течение двух лет были оторваны от продуктивного труда, необходимые для обороны материалы в течение этого же периода времени лежали под спудом. Таковы заключения комиссии по делу завода «Светлана».
Газ. «Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов», № 92, 15 июля 1917 г.