Из сводки № 4 по письмам, полученным «Крестьянской газетой», в связи с обсуждением проекта Конституции СССР. 17 августа 1936 г.
№ 344
…1* О государственных поставках, топливе, посевных планах и разнице в положении рабочих и колхозников
Обсуждали проект Конституции с отдельными лицами из с/х артели «Равенство».
Мельников Иван Михайлович говорит: «Земля, ее недра, леса по статье 6 являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием. Это хорошо, но дележка этого достояния не равна между рабочим и крестьянином. Например, колхоз платит с/х налог за землю ежегодно, и в отдельности каждый колхозник тоже платит с/х налог и сдает в государство хлеб. А ведь она дается на вечное пользование, поэтому также вечно платить и будешь. Работает также и фабрика, доход весь идет в государство и для расчета рабочих, конечно, оборону вести государству нужно, без этого нельзя, но рабочий работает, у него государством усчитан2* оборот, и ему хватает обеспечить самого себя и семейство, и рабочий держать может корову и молоко не сдавать, это как совхоз, также устроено хорошо — отопление, освещение дает опять же совхоз из этих же расчетов. Теперь возьмем колхоз наш «Равенство», а также и остальные колхозы. Мы заготовили дров на отопление конторы и фермы каких-нибудь метров 200, и с нас уже предъявляют полторы тыс. руб., за них и платим налог. А деньги в колхозе расходятся куда? На покупку горючего, для расчета трактористов и постройки. Теперь, где же колхознику взять аванс с колхоза? Да нет его, деньги у нас ушли все. А свою квартиру отоплять надо. Что же, здесь мы берем у своей избы, срубаем нестроевой лес и за это платим более 100 руб. в зиму. А тут еще налог, да дорожное строительство, да культсборы, и всего нужно затратить не менее 300 руб. А с колхоза авансы ежегодно получать 25 коп. на трудодень, - это хороший работник получит только 100 руб., а ведь семья не равная. Где хватит рассчитаться с государством? А там нужно одеться, на что же?
Наши урожаи плохи, по полтора кило или по два приходится на трудодень, больше никак. А откуда будут хорошие урожаи? Ведь землю надо вести по всем агроправилам, а у нас агроправил никогда не будет.
Почему? А вот почему. Райзо дает непосильный план посева, его не в силах хорошо обработать, а платить в государство ведь с плана посева. Теперь так, если райзо или край не усмотрели задание этого плана и мы закатили всю пахотную землю, у нас не осталось ни лоскутка. А ведь ее надо разбить на трехполье. А где же земля, которую мы должны гноить? Ясно, что нет, отсюда и вытекает недород. А раз недород — и колхоз является бедный.
Теперь так, колхозники по уставу держат одну корову, да ее больше и не будет, потому что ферма, и от коровы молоко сдай в план, несмотря на то, что семья 11 душ. А корова сибирская самое хорошее дает в хорошие месяцы 9 л, а в целом за 8 мес. она дает 3 л. Чем же живет колхозник и чем пользуется, какая ему льгота? Нет, ясно, никакой. Но ведь раньше сдача молока была добровольна. Я бы, конечно, не понес от одной коровы и от такой семьи, но здесь не понести — штраф, или сруби у избы дровину — тоже штраф, тоже нарушение закона. Конечно, колхознику не нравится. Молоко то, конечно, сдавать добровольно — это дело, затем и отопление тоже бы, хотя оно было бы подешевле, вроде того, как без соли нельзя жить, также и без дров не проживешь. Конечно, на все на такие мелочи колхозник не заработает.
Может быть, новый закон установит, как лучше сделать, а так трудно жить в колхозе, не так, как на фабрике или в совхозе».
Предложение: снизить план молока и удешевить билеты на топливо с колхозной земли и усматривать план посевов с агроправилами.
Чикулаев И.М. Западно-Сибирский край, Сузунский район, «Равенство».
О бесплатном лечении, о труде и отдыхе и помощи государства в обучении детей
Сообщаю о читке Конституции на полях свеклы в колхозе «Червоный орач» Краснокутского района Харьковской обл. В особенности заинтересовало женщин замужних о праве человека (глава X). В особенности уважают закон о праве и равенстве женщин.
Но дошли до статьи 120. Колхозники говорят — по старости колхозник пенсии не получает, в особенности страдает старый в большой многосемейной семье, там, где трудно обработать детей. Второе — обидно, низко и обидно о статье 120. У меня болеют и у других колхозников родные. У меня жена более 7 лет подряд — аппендицит, язва желудка, порок сердца, малокровие (от плохого питания) и выход матки, плюс трое детей обрабатывать. Трудоспособен один отец. По советским законам медицина не идет навстречу. По рецептам врача за год я должен взять лекарства на 80 — 100 руб., так как рецепт стоит 3 — 5 руб. Я лечу на 3 руб. и еще наскребу в своей бедности. Все остальные лекарства и советы врача пропадают, и рецепты валяются неоплаченные. Жена хиреет, дети бледные, как мел, стыдно и низко смотреть и жаль. Почему дорогой Сталин о бедных, самых несчастных больных и многосемейных не позаботится — отпустить лекарства бесплатно, так как в паразитическое время царя и то, говорят, лекарства в деревне бесплатно давали по рецепту врача. Нет денег — помирай, больная колхозница, лекарств не купишь. Слезы, горе — рвешь рецепт. Надо лечение бесплатно, просят колхозники, тогда будет хорошо.
Второе — колхозник заболеет, ему за труд по болезни не пишут. О 7-часовом рабочем дне и курорте: за 5 лет ни один колхозник из 4 тыс. не побывал на курортах. Неужели мы пользу не даем и не воевали за курорты? Просят обратить внимание и на это, обида есть простая, но возражать, скрывать это глупо.
Статья 121. Все рады и заинтересованы, что бесплатно учиться, но не верят. Коваль Гавриил (колхозник, четверо детей, бывший бедняк) говорит: «Образовались, да не все, у меня их четверо, и надо набрать книг с 1 отделения до 7 класса, надо 80 руб. на книги ежегодно, где я их возьму? Я детей поэтому не отдаю в школу. Дети кричат, ругают меня, хотят учиться. Эта статья не выполняется для колхозника».
Вдова Косынка добавляет и плачет: «Ты хоть по 2 —4 года своих, а поучишь, ты — мужчина. А у меня их четверо и из них меньшому 9 лет, старшему 16, и все не учатся в школе, так как на книги нет денег. Да и обуви не на что купить. А государство книг бесплатно не дает. А когда бы государство обязательно ученикам колхоза продавало бы одежду подешевле, и если хлеба не хватит вдове и у многосемейного, чтобы государство позаботилось хлебом в школе до новины, чтобы дети не бросали учиться через книги, хлеб и одежду. Хотя бы молодых спасти, а старых — черт с ним. Жаль детей, что не учатся. Вот для этого и ликпункты нужны, а на что неграмотных создают? Главное — книга, одежда, чтобы, как в городе. Колхозник еще немного заброшен. Если бы государство отвечало за детей, чтобы хотя бы доучить до 7-летки, а то сильный по труду доучит, а у кого трудится один на четверых, тот и не готовится учить детей.
Просят колхозники дорогого Сталина:
1) Бесплатного лечения, лекарства для колхозника.
2) Школу, книги бесплатно, бумаги, и чтобы отец не имел права отнять от школы дитя и не учить его, так как дети будут клясть отцов, как кляну и я своего за то, что в школу не отдал в старое время. Но меня в советское время будут дети клясть, так как у меня их трое, а учить не думаю, хотя бы и думал, но нет денег.
Отдыха, отпуска, оплаты колхознику, когда болеет и поддержки при старости, хотя бы тех, у кого один трудоспособный на трех и выше и курортное лечение больных, хоть в год одного от колхоза.
С. Землянский. Харьковская обл., Краснокутский район, колхоз «Червоный орач».
Враждебные отклики и предложения
О дележе земли между колхозниками, об условиях лесозаготовительных работ
Мне нравится статья 9. А почему именно? Я объясню: у нас в колхозе 90 домохозяев, а земли пахотной имеем 135 га со всей усадебной, а сенокосной 300 га. Колхоз у нас считается промколхозом. Я со своей стороны считаю: землю поделить в мелких колхозах, сделать ее как усадебную, как это было у нас раньше до колхозов, и земля обрабатывалась незаметным образом. Земля у нас легкая, песчаная, удобрений просит много. Животноводство надо поставить на хозрасчет и промколхозу землю разработать не на пахотную, а на сенокосную. Почему? Потому, что у нас на Севере самое главное — заняться животноводством как рассадником холмогорской породы. Хлеба у нас на трудодень приходится 2 кг, сена 4 кг, силосу 2 кг, картофеля 2. Из обобществленного стада имеем МТФ — 110 голов рогатого скота, свиней — 30 шт., овец 15, единоличный сектор — 80 голов рогатого скота, кроме молодняка и овец. Живем хорошо. Работы много, а работа не оправдывает питание человека по дороговизне хлеба и продуктов питания.
Второе мое мнение — сделать у нас на севере лесозаготовительные работы по курсу золотого рубля оплата труда, заинтересовать человека, чтобы мог заработать на одежду и прокормить нетрудоспособных в семье детей и самого себя.
Сейчас выходит так: на лесозаготовках и сплавных работах зарабатывают в среднем 5 руб. на человека в день. На содержание этого мало. Люди при такой работе никак не могут производительно работать и культурно жить. И еще задерживают деньги. Емецкий леспромхоз рабочим денег за зимние работы еще все не уплатил, никакие просьбы не помогают и когда уплатят — неизвестно.
Щетинин Л.А. Северный край, Емецкий район, п.о. Селецкое, д. Тегра.
О свободе вероисповедания, торговли и др.
1) Дать всем гражданам полную свободу, не притеснять в вероисповедании какой бы то ни было нации и открыть все храмы православные и другие моленные, освободить всех тех, которые были сосланы православные священники и другие лица, к храмам православным и другим молениям со стороны сельсоветов и других учреждений чтобы препятствий не было никаких, граждане свободно должны молиться, кто как хочет.
2) Освободить тех граждан от мясопоставок, у которых нет скота, коров, овец.
3) Вольную торговлю не закрывать, пусть граждане своими продуктами, как мукой, картофелем и всем, торгуют вольно, не запрещать в торговле никому.
4) Дать всем рабочим в праздничные дни отдых, освобождение, не принуждать всех крестьян и рабочих, чтобы в праздники работали, работа должна быть свободная, уроки на работу не задавать, пусть работают свободно.
5) Прекратить все хулиганство, воровство, чтобы в нашей советской республике было честно, мирно жить и по-братски.
6) Облегчить всех крестьян, рабочих от налогов, уменьшить хлебопоставки зерна и денежные суммы, платить одно что-либо — налог, страховку, но не задавать встречные планы, разные самообложения, культсборы, освободить от таких. Только главное установить одно — с/х налог, страховку.
7) Дать помощь маломощным, у которых нет коров, условие такое — в денежной сумме, ежели государство дает деньги на 3 года оплачивать2*. Уменьшить поставку молока в литрах.
Установить порядок, чтобы к старым были вежливы, в кооперации чтобы были всякого рода товары по-вольному за деньги, но не так, что на яйца, покупка должна быть доступная всем.
Савин. Западно-Сибирский край, Дящинский район, колхоз «Золотая нива».
О снижении налогов и обложений
Товарищи, я читаю газету «Крестьянская газета». Пишут о новом законе, о Конституции, об изменениях и добавлениях, об облегчении колхозника, но не предусмотрели в законе облегчить трудящееся крестьянство от налогов, как мясопоставки и масло, культналога и прочих налогов. Много платят с большой тягостью, а служащие и рабочие МТС ничего не платят, кроме облигаций, имеют также корову, две овцы и прочее. Сейчас разбили на два класса: служащие и рабочие — один класс и второй класс — колхозники, всю тягость на себе переносят, все трудные работы и все налоги, а служащие — ничего, как господствующий класс. В 1935 г. был у нас обильный урожай, но хлеба не получили, какой нужен, а дали отход и овес, половина прелого. Наделали много учреждений и посдавали весь хороший хлеб, часть сдали, как по обязательствам хлебопоставки, часть натурой, а остальной в кооперацию. Колхоз сдал от нужды, а нужду не покрыл. Остались нам одни отходы проса, ячмень. Первый раз авансировали по 500 г. Этот хлеб колхозники почти все попродали служащим за бесценок, потому что как начали нажимать налоги, пришлось продавать по дешевке, и нынешний год — 1936 — засушливый, так что едва ли семена возьмем.
Причем же здесь колхозник, когда засуха? Почему только на колхозника вся тяжесть ложится? Проработал год на трудодни, а получать нечего. А служащий и рабочий каждый месяц сгребают денежки, у них каждый месяц урожай, каждый простой рабочий хотя 50 или 70 руб. получает и налоги не платит. Нам, колхозникам, 5 лет в колхозе ни копейки правление не платило. В 1935 г. обошелся трудодень 75 коп. — ничего не дали и не думают давать. Я проработал в 1935 г. на машинной жатке «Виндроуэр» машинистом. МТС потребовала меня из колхоза как спеца по этому делу и директор Ефрименко говорил: «На ремонте будем оплачивать вас, как трактористов, 2 руб. 50 коп.». Но в результате — ничего, обманул. Так и сказал: «Вас рассчитает колхоз», а колхоз не рассчитывает, и каждому колхознику негде взять копейку. Масло скоромное набирает, сам не кушает, продает и платит налоги и едва выгадает рубашку, штаны купить, а по нынешний год многим покупать хлеб для пропитания семьи. Так что, товарищи, это кажется вроде мелочных дел, но их очень много у колхозников является, и все это из одного кармана собирается и делается крупное. Например, раньше, в прошлые годы, пойдем в больницу бесплатно. Сейчас платишь за какую-нибудь разведенную воду хиной 50 коп. или 70 коп., а если мази, то рубль берут. Сельсовет за справку берет рубль. Куда не повернешься — все рубли, да трешницы летят, а работаем бесплатно в колхозе, только за отход и за овес, только скотину кормить этим хлебом.
Мы, колхозники колхоза им. Сталина, просим правительство и партию предусмотреть насчет налогов всех видов — сложить, дать облегчение.
Торопыкин М.Е. Куйбышевский край, Алексеевский район, колхоз им. Сталина.
Письмо священника
Под заглавием «Колхозники, предлагают» в «Крестьянской газете» № 89 от 30 июня 1936 г. выступают председатели колхозов: Чижов и Сниткова. В корне обидно они говорят о попах: «Попам не давать права голоса». К этому слову православное, обновленческое духовенство было глухо и не понимало его и не обращало внимания, так как эти слова к духовенству, то есть священникам, не относятся.
А это относится к игре детей в бабки. Я и сам когда-то играл в бабки и кричал товарищам: «Поставь бабку на попа», то есть стоймя. Да и при работах каких-либо, нужно какую вещь поднять стоймя, кричат рабочие: «Давай на попа!». А поэтому священники в слове «поп» и не подразумевали, что речь идет о них. Но в статье «Колхозники предлагают», там понятно говорится: «Служители церкви — попы». Следовательно, — говорят Чижов и Сниткова, — священникам не давать права голоса. В чем современные священники провинились? Что так грозно оставлять их на всю жизнь злосчастными или за одну пакостную овцу в стаде всех винить?
Всякие были и священники и простые граждане: и против Советской власти, и ратователи.
Не священники ли первые помогли бить? Не священник ли вел к царскому дворцу рабочих просить у царя милости и облегчения рабочим? Не священник ли привел царскую семейную жизнь в расстройство, чем достиг свержения царя и ускорения революции?
Не служили ли священники добровольцами в Красной Армии (например, священник Краев в Сухом Логу и многие другие) и тому подобное, и все прочее. Сколько духовенство делало добра на пользу СССР — всего и не перечтешь.
Я лично служил рядовым в империалистическую войну на фронте в Румынии, в 1917 — 1918 гг. завербовал всю свою 30 пехотную дивизию на сторону большевиков.
Обновленческие священники сами, да и высшие их духовные власти, дают указания: благословлять граждан на колхозный труд. Например, у меня в общине верующих в пос. Синеглазовском Челябинской обл. был старик 80 лет Медведев Федор. Он первым с семейством вступил в колхоз в 1930 г.
Не пропуская ни одной праздничной службы, ходил в церковь и по своей силе в колхозе летом караулил бахчи, а зимой амбары. В праздники оставлял за себя свободного человека и шел в церковь. Ему не препятствовали как верующему. Он ходил, молился и по своей силе в колхозе был ударником, почти и не голодал, как другие.
И вот, если бы все священники были вредителями, то я навредить мог много, не одному колхозу, а десяткам колхозов, потому что этого старика знали на 50 км в окружности и все на него смотрели и его примеру следовали. Как он очень верующий в колхозе, он разновременно меня спрашивал и так, и на исповеди, что грех, говорят, быть в колхозе, это антихрист собирает всех себе под власть. И если бы я ему подтрафил, как говорится, он никогда даже и своей семье не сказал бы, что священник посоветовал выйти из колхоза, и вышел бы по своей воле, а за ним вся масса не только в этом колхозе, да и во всей окружности. Я его успокаивал, приводил примеры колхозной работы монастырей, говорил, что нет греха коллективно работать и прочее. И он успокоился, и жил, и работал.
Нельзя судить и думать так строго о священнике, что он вредитель. Сознательный священник — большой помощник в государственном строительстве, в строительстве социализма. Но есть и большие вредители, но только в обновленческой ориентации. А об ориентациях сказал на съезде гражданин Димитров, что с «ориентациями нужно покончить». К этому присоединяюсь и я, не должно быть в СССР по-старому и по-новому. Должны все жить по-новому.
300 лет тому назад Петр Великий сумел перевоспитать всех по-своему.
А великий вождь не только СССР, но и всех стран пролетариата, далеко ушел от Петра. Не только за 300 лет, но и за 19 лет поднялась культура и техника, что такому умному в технике Петру Великому в современной технике его уму непостижимо.
Великий вождь гражданин Сталин дал обещанную клятву перед телом Владимира Ильича вести линию Маркса —Ленина.
И он дальновидностью своей хочет не только молодое поколение, а всех перевоспитать, дабы в СССР не было пасынков и падчериц, а все — сыновья и дочери.
И его дальновидную, продуманную точно, заранее, как настоящий основной закон «Конституцию» и одобренную президиумом СССР все граждане встречают с радостью рукоплесканий.
И только противник этой Конституции может так резко выражаться: троцкист-зиновьевец, как выразилась председатель Сниткова в «Крестьянской газете».
Верные сыны нашей родины проработку комиссии под управлением великого Сталина обсуждают, вносят предложения и прочее. Будут они приемлемы или нет — обижаться не должны, потому что должны учиться.
Критикуют Конституцию и опровергают только враги СССР и великого Сталина. Мое предложение: церковь взять в управление колхоза, колхоз будет получать все церковные и священческие доходы, а священник будет зарабатывать по своей профессии в колхозе трудодни.
Священник Бирюков А.В., с. Новопышменское Сухоложского района Свердловской обл.
Среди сияющего солнечным блеском летнего дня и по летним бессумеречным вечерам с восторгом, радостью и надеждою на лучшее будущее — культурную, зажиточную и счастливую жизнь по городам и селам, по фабрикам и заводам, по совхозам и колхозам, в избах, хатах, саклях сел, деревень, аулов и кишлаков — всюду и везде говорят и обсуждают группами и одиночками новый проект Конституции, в котором, как в зеркале, отражены чаяния, надежды и победы победившего капитализм, трудящегося народа, под руководством мудрейшего вождя товарища Сталина.
Гудит трудовая семья. Гудит, бежит. Бежит, гудит весенне-летний красный шум. Гудит, бежит. Бежит, гудит. По-новому, по весенне-летнему. Идет. Гудит. Бежит веселый красный шум. И видится, и слышится и чувствуется новое бодрое настроение. Видится и чувствуется новая жизнь, новые грядущие победы социализма в стране строящегося социализма.
При чтении и разборке этого великого акта, у нас, людей живущих вдали от культурных центров, возникают и бродят в голове некоторые недоуменные вопросы, которые требуют разрешения и удовлетворения, чтобы мысль текла правильно, без всяких виляний в ту или другую сторону.
О неправильных массовых арестах и приговорах
С необычайным восторгом наблюдаешь за колоссальными успехами нашей страны, которая до неузнаваемости изменила свое лицо — из страны отсталой технически, аграрной превратилась в одну из передовых стран. Наряду с ростом экономики страны, так же с каждым днем улучшается материальное благосостояние трудящихся и их культурный уровень.
Страна вплотную подошла к построению бесклассового общества. Все это достигнуто благодаря правильному руководству ВКП(б) и ее ленинского ЦК и любимого вождя народов гениального стратега тов. Сталина.
Мы имеем колоссальные успехи во всех отраслях народного хозяйства, вплотную подошли к построению бесклассового социалистического общества и т.д., что обусловило необходимость введения новой сталинской Конституции, которая открывает и обеспечивает колоссальные возможности расцвета нашей родины, где жить станет еще лучше и веселее и т.д. На все это смотришь с необычайной гордостью, радуешься, что живешь в такую эпоху, что на нашу долю выпало такое счастье.
Но наряду с этим для меня становится непонятным и считаю несовместимым следующий момент, а именно: мы имеем колоссальную армию заключенных, 10 млн, которыми переполнены тюрьмы, лагеря, колонии. Это для меня становится неясным. Считаю, что такое положение является несовместимым с нашей данной эпохой, и полагаю, что это есть ненормальное явление и не имеет ничего общего с политикой нашей партии, так как все это не укрепляет, а ослабляет диктатуру пролетариата и не ведет к сплочению народной массы нашей страны. Ибо масса людей, которые в данный момент находятся в заключении, лишенные свободы, из которых абсолютное большинство не есть преступники, которым нет никакой необходимости в изоляции как лишение свободы, так как большинство из этих людей попали случайно, в силу тех или иных обстоятельств, неясностей, в силу всевозможных склок, местных счетов, мести и т.д., а не за совершение преступления.
В большинстве случаев в силу изложенного обвинения предъявляются совершенно нагло, нахально и строятся исключительно на лжи, не в соответствии с действительностью, а из ничего раздувают целого слона, — что-то невероятное. В силу чего ряд трудящихся несет наказание совершенно ни за что, а наряду с этим, кроме них, страдает их семья, разоряются их хозяйства, что, считаю, не может быть в нашей действительности.
Все эти ненормальности я считаю и отношу к безобразной, преступной, безответственной работе ряда местных работников следственных органов, нарсудов и прокуратуры, которые в большинстве случаев к ведению дела относятся преступно, шаблонно, масса злоупотреблений, рубят с плеча, не вникая в детали дела, тем самым встают на путь произвола, репрессии, калечат, ни с чем не разбираясь, не изучая все стороны того или иного подсудимого, что он из себя представляет, все его особенности и характер предъявляемого обвинения, в силу чего оно возникло, откуда оно вытекает и какие его цели и т.д. А отсюда вытекают неправильные решения, которые грубо нарушают революционную законность. И такие решения не имеют никакого эффекта и вошли как в систему, и к ним уже трудящиеся относятся безразлично и считают обыденным явлением и т.д. На подаваемые жалобы осужденными в вышестоящие организации на неправильное, незаконное действие или решение того или иного нарсуда и ведение следствия также не уделяется должного внимания, а относятся в большинстве случаев формально, бюрократически и оставляют жалобы без последствия, вместо того, чтобы пресечь преступные действия и неправильное решение того или иного нарсуда. Вся эта кустарщина, формальность, безответственность ряда работников следственных органов и судов ведет к большому политическому ляпсусу и приносит громадный вред во всей нашей работе, а не укрепляет государственную дисциплину и не сплачивает наши ряды для победоносного шествия социалистического строительства. Стиль такой работы того или иного нарсуда является противовесом его роли и возложенных на него задач и т.д.
А поэтому считаю, что редакция «Крестьянской газеты» на изложенные факты уделит соответствующее внимание и заострит данный вопрос перед соответствующими организациями и советским правительством о принятии соответствующих мер в этой области, что, я считаю, имеет актуальнейшую важность, от чего зависит судьба миллионных масс, которые страдают невинно и их семья, чего не может быть в нашей действительности тогда, как мы подходим к построению бесклассового социалистического общества, как культурный уровень трудящихся колоссально возрос и произошел коренной перелом в сознании людей, когда люди становятся беззаветно преданными активными строителями бесклассового социалистического общества, кончают с пережитками и традициями, оставшимися как наследство от капиталистического общества. Я не хочу сказать, что мы от всего избавились, что у нас нет преступного и не нужно вести с ним борьбу. Я, наоборот, являюсь сторонником того, чтобы именно вести решительную борьбу с преступным миром, который мы еще имеем и будем иметь, как накипь, оставшуюся от капиталистического общества, который приносит громадный вред для общества и тормозит развернутое шествие социализма. С этим преступным миром необходима решительная борьба.
Но нужно вести эту борьбу с действительно преступным миром, уметь его вскрывать и т.д. А не толкать в этот преступный мир людей, которые не заслуживают этого и не имеющих ничего общего с преступным миром, как это имеет место в данный момент, когда люди лишены свободы, морально убитые совершенно невинно, которых нагло оклеветали вследствие тех или иных обстоятельств, личных счетов, мести и т.д.
Барашин А.И., Азово-Черноморский край, г. Армавир, колхоз Дзержинского, д. 91.
Ответственный редактор «Крестьянской газеты» С. Б. Урицкий.
1* Опущены письма колхозников об оплате труда и социальных льготах колхозникам.
2* Так в тексте.