Из выступления Пеллинена о положении дел в БССР. 7 декабря 1935 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1935.12.07
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 4. 1934 - 1936. Москва РОССПЭН Стр. 651-653
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 120. Д. 148. Л. 118—123. Неправленая стенограмма.

№ 280

1* Возьмем вопрос относительно председателей колхозов. У нас тут получается небольшой разрыв. Тов. Гикало говорит, что они сменили председателей 14% с 1 мая, когда устав дошел до района и до села Белоруссии, когда устав прорабатывали. Надо сказать, что по 1 декабря они сменили 15% председателей, и у них это смещение председателей доходит до 40 и более процентов.

В отношении исключений и выходов из колхозов. У них 13 тыс. вышло из колхозов, из них 7 тыс. исключено — это за 9 мес. этого года. Это чрезвычайно крупная цифра. Здесь имеется путаница в учете. Я взял в сельсовете Жлобинского района колхоз и посмотрел статистику, там по статистике числилось исключенных 14 хозяйств, а при проверке оказалось, что никто не исключен и не вышел. В колхозе числилось 112 хозяйств, пришел новый счетовод и с III квартала начал баланс подсчитывать, с какими людьми колхоз имеет дело, оказалось, что 163 двора имеется в колхозе.

А где остальные хозяйства, председатель не знает, члены правления не знают. Пропали люди. В балансе, в счете колхоза они числятся, а куда делись люди из колхоза — неизвестно. Это, конечно, говорит о плохом отношении к колхозникам. Мы были в колхозе 28 ноября, а 26 числа правление исключило 9 колхозников на заседании правления, которые ни в какой учет не попали. Причем председатель мотивирует это дело таким образом, что мы исключили колхозников для острастки, что когда, мол, дело доходит до общего собрания, многие начинают работать хорошо, и на общем собрании уже не приходится исключать их из колхоза.

В Белоруссии очень низка оплата трудодня. Они не имели за эти годы по зерновым более 1,5 кг на трудодень. В этом году они имеют 1,6 кг и 6,90 кг по картофелю. Почему так получается? Очень часто потому, что расходы в колхозах на капитальное строительство значительно превышают расходы, установленные уставом. Колхоз им. Ленина в Жлобинском районе затратил 20 тыс. на капитальное строительство, построил два скотных двора, баню, купил динамомашину. И председатель колхоза не понимает, за что собственно его ругают, потому что ему самому не жмет, а то, что жмет колхозников, потому что деньги идут на обобществленное строительство в большей мере, чем это следует, он этого не понимает.

Какое положение с новыми колхозниками? Возьмем тот же Жлобинский район, где есть несколько новых колхозов. Приехали мы в один сельсовет, Луговской, в котором должно быть 3 новых колхоза. Председателя в сельсовете не было. В присутствии председателей колхозов и членов сельсовета общими усилиями обнаружили 2 колхоза, а третий не нашли. Один указывает, что это там, а другой, что это там. Попали в один из этих колхозов, в нем числится 40 дворов. Когда проверили, оказалось, что в работе участвуют только 11, а остальные 29 в работе не принимают участия. Говорят, они железнодорожники, им не интересно, ушли из колхоза. Спрашиваем, зачем же их записывали. Председатель сельсовета говорит: записывали для счета, чтобы процент коллективизации был побольше. Спрашиваем: из района был кто-нибудь в этих районах? Оказывается, никто не был за все время, пока они существуют.

Возможно, в других местах обстоит лучше с новыми колхозами, но в Белоруссии они находятся в неудовлетворительном состоянии.

Еще один штрих в отношении методов руководства. Работа, которая сейчас обеспечивает в ходе основных с/х кампаний хорошие успехи, она сейчас хорошо развернута, но районы до сих пор страдают от большого количества уполномоченных. Если республиканский центр в значительной мере от уполномоченных отказался, то в районах это явление еще очень распространенное. В сельсовете сидит сразу 4 — 5 уполномоченных. Два работают по единоличникам, один по колхозникам. В другом колхозе сидит 5 уполномоченных по разным заданиям. Таким образом, получается перепроизводство этих уполномоченных, причем все они работают по кампаниям, а организационно-массовой работы никто из них не проводит. В результате получаются такие вещи, как например, в колхозе «Червонный кастрыч», где все постановления правления обязательно утверждаются на общем собрании колхозников, причем сразу собирают 8 протоколов правления и ставят 200 с лишним вопросов на одно собрание. Среди них есть очень серьезные вопросы, все их общее собрание рассмотреть, конечно, не может. Но правление колхоза страхует себя, хочет все свои грехи смазать этим общим постановлением.

Несколько слов насчет механизации. Тут прежде всего ошибка в учете. Льнотеребилок по Белоруссии числится не 18,6%, а в среднем только 10,7%, так что показатели, к сожалению, еще ниже.

Голос с места. Тут что-то не то.

[Пеллинен]. Это ваша же поправка. Когда я приехал в Белоруссию, у вас числилось 18,6%, а товарищи из вашего Сельхозотдела сказали, что надо считать 10,7%.

Гикало. Не может быть. (Шум в зале.)

Пеллинен. Спроси у своих соседей, они знают.

Голос с места. Это не общая цифра, а по отдельным районам.

Пеллинен. У меня имеется ваша справка по республике, и вы, к сожалению, даете только 10,7%.

В ряде МТС Белоруссии очень плохо дело с кадрами. Взять хотя бы ту же самую Жлобинскую МТС. Старший механик там — сын кулака, который исключен из кандидатов партии в связи с проверкой партдокументов, скрыл свое кулацкое происхождение, человек без всякой подготовки. Бригада из 9 чел., как на подбор. Кто приехал из Сибири, кого из совхоза выгнали. В результате из 9 чел. 6 — бывшие люди. Конечно, такие бригадиры не могут обеспечить хорошей работы. Председатель тракторного парка работает очень плохо. В общем с кадрами положение такое, что механиков МТС только 3 с высшим образованием на всю республику, а 200 чел. без всякой подготовки.

1* Опущена часть выступления с оценкой доклада Н.Ф.Гикало.