Показания военнопленного, быв. санитарного унтер-офицера 154 парашютно-десантного батальона М. Шумиласа о его службе в батальоне «Нахтигаль»

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1945.02.08
Источник: 
Украинские националистические организации в годы второй мировой войны. Том 2 1944-1945 Москва. РОССПЭН 2012 Стр. 546-548
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. Н -19788. Л. 145—145 об. Заверенная копия.

8 февраля 1945 г.

Собственноручное сообщение в[оенно]пл[енного] Шумилас Макс[а]

8 февраля 1945 г.

Шумилас Макс Карл, родился 7 июля 1919 г. в Книстеле, Верхняя Силезия, портной по профессии. Призван в армию 24 мая 1940 г. в 10-й санитарный батальон, потом был перемещен в Браденбургский учебный полк, после подготовили парашютистом — десантником на оружие. Обучение в школе для парашютистов длилось 4 недели, за это время я исполнял 7 прыжков, 3 прыжка были с оружием.

По окончании этой подготовки вернулись в гарнизон в Бранденбурге, затем были перемещены в Закопане в Польше. За 3 дня до начала военных действий мы были перемещены в Перемышль. В ночь на 22 июня 1941 г. пустой нефтяной поезд вернулся в Перемышль-Восток, на этом поезде находился взвод, в состав которого входило 30 чел. Они по приказу заняли жел[езно]дор[ожный] мост, который имел большое значение для снабжения.

Я лично был перемещен в боевую группу «Нахтигаль» в качестве санитара. Я констатировал, что в состав боевой группы «Нахтигаль» входили кроме немецкого технического персонала украинцы, убежавшие из Советского Союза, или уже давно прежде проживавшие в Германии.

С этой боевой группой (3 рота — 600 чел.), мы маршировали до Львова. Нам поручили занять все важные здания, в том числе и тюрьму. Одна из этих тюрем была зажжена. Когда мы приблизились, в этот же день мы были сменены отделением полевой жандармерии. После нашей смены все те, кто прежде проживал во Львове, получили отпуск.

Поскольку я слышал, арестованные евреи должны были вырывать лежащие в могилах трупы. Трупы были выставлены для осмотра гражданскому населению. Затем мы продолжали наступление в направлении Винницы. В районе Винницы мы понесли значительные потери, так что остаток людей был перемещен на Родину.

Мы были перемещены в учебный лагерь Нейкаммер [Нойхаммер] в Силезии. Боевая группа распустилась. Все украинцы были перемещены в полицейскую школу в г. Франкфурт-на-Одере. В то время как я был перемещен вместе другими немцами в бывшую часть в Бранденбурге.

Поскольку я слышал, украинцев после полицейской подготовки направили в средний участок восточного фронта для борьбы с партизанами. Больше я не слышал об этой части, да и не вспомню фамилии этих лиц.

В мае-июне 1942 г. наш батальон был перемещен в г. Фрайбург (в Бадене). Там мы пополнились грузинами, армянами, черкесами, часть из которых была бывшими русскими парашютистами. Все они объявили себя готовыми воевать на немецкой стороне парашютистами. Мы получили свое новое снаряжение и были направлены на Кавказ с целью охраны р. Терека. Предусмотренная парашютно-десантная операция на Грузинскую дорогу не была проведена, так как немецкое наступление было задержано Красной Армией.

В начале декабря мы были перемещены в Калмыцкую степь. Также и там мы понесли значительные потери до 50 %. Натиск русских стал все сильнее и потери стали больше, так что мы уже не были способны принимать в боях участие и были направлены на Родину. Это было 23 декабря 1942 г. Мы не проводили операцию в русском мундире.

В июне 1943 г. мы были направлены на Балканы в Хорватию. Наш резерв полка оставался в г. Сараево до конца 1943 г. Оттуда мы были направлены в Краеву, в Сербию, потом самолетом в г. Тирано-Дураццо в Албании, с целью оккупации, а позже обратно в Краеву, 8 дней позже в г. Афины, там проводили первые прыжки в боях против англичан.

Мой первый прыжок был на острове Кос, Стамбаня, Лорос. По окончании в Эгейском море мы были направлены в г. Стендаль (Германия). Там составили новый 154 парашютно-десантный батальон. В этом батальоне мы были направлены в г. Будапешт с целью оккупации аэродрома (Буда-Ершт близ г. Будапешта).

3 недели позже вернулись в Стендаль. В июне направлены в г. Даци, оттуда были предусмотрены операции, которые не проводились. Нам не сообщили, в какое направление были предусмотрены действия. Мы вернулись в Сербию и там принимали участие в боях с одной дивизией маршала ТИТО.

В августе мес[яце] мы сразу были направлены от Белграда в Бухарест. После трехдневного безнадежного боя мы были разоружены, но по приказу сверху Румынии обещали свободный выход. Это не проводилось.

В Фокшанах (Румыния) мы были переданы русскому лагерю для военнопленных. Оттуда направили всех в лагерь № 165.

Вышеизложенное я написал по лучшему знанию, оно совершенно соответствует правке.

Шумилас Макс, санитарный унтер-офицер 154 парашютно-десантного батальона.

Перевел — Губер.