Из сводки политуправления Кавказской Краснознаменной армии о настроениях красноармейцев и начсостава в связи с решениями VII съезда Советов и II Всесоюзного съезда колхозников-ударников. 27 марта 1935 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1935.03.27
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 4. 1934 - 1936. Москва РОССПЭН Стр. 421-426
Архив: 
РГВА. Ф. 9. Оп. 36. Д. 1443. Л. 143-149. Подлинник.

№ 160

№ 3, г. Тифлис    

Секретно.

Проработка решений VII съезда Советов СССР, II съезда колхозников и настроения, связанные с решениями съездов

К решениям Всесоюзного съезда советов, советов республик и II колхозному съезду красноармейцами и начальствующим составом проявлены исключительно глубокий интерес и высокая активность в проработке решений съездов.

В 1 Кавказской стрелковой дивизии это весьма наглядно выражалось в массовом радиослушании докладов и выступлений на съездах, в самостоятельной проработке газетных материалов сплошь и рядом еще до того, как такая работа организовывалась партполитаппаратом и парторганизацией. На беседы и консультации в связи с самостоятельной читкой газет сразу же по их получении, получившие особое важное значение, особенно на те консультации, которые делались в частях квалифицированными работниками, красноармейцы приходили добровольно в очень большом числе. В 2 КСП и ОКЭ от красноармейцев поступили просьбы: в выходной день провести внеплановые дополнительные беседы и консультации, «все придем слушать, никто не уйдет в город». Так было в Батуме, когда подив организовал гарнизонное собрание по итогам съездов, объявив, что явка вполне добровольная. На собрания явилось самостоятельно более 600 чел.

Для работы с бойцами подивом привлечены были работники колхозов и земорганов.

Такого же рода интерес и активность отмечены и в других соединениях армии.

Естественным результатом такого интереса к решениям съездов и такой активности при проработке их решений явилось широкое развертывание социалистического соревнования в частях армии по вопросам боевой и политической учебы, а также и более высокие результаты самой учебы.

В Каспфлотилии, например, все стрельбы, проведенные в этот период, выполнялись не ниже, как на оценку «хорошо». Целый ряд частей и соединений армии пришли к съездам с полным и высоко качественным выполнением данных им нормативов.

Во 2 ГСД на собрании красноармейцев 7 полка выступила делегатка съезда колхозников С.Базандарашвили. После самого активного обсуждения ее доклада красноармейцами заключены договоры соцсоревнования с двумя колхозами по вопросам: образцовое проведение весеннего сева колхозами и полное выполнение нормативов к рубежу 1 мая красноармейцами. Вновь вступило в колхозы 55 семей красноармейцев дивизии. 113 чел. красноармейцев вступили в соревнования с колхозниками своих колхозов.

В 1 КСД вступило в колхозы 28 чел. Барабадзе, красноармеец 3 КСП, б/п, до проработки материалов съездов говорил: «Я в колхоз не пойду, потому что то, что я в своем хозяйстве сделаю за один день, того в колхозе я не сделаю за 10 дней». После изучения нового устава подал заявление о вступлении в колхоз. Таких фактов по дивизии отмечено большое число.

В Армянской дивизии в колхоз вступили 98 красноармейцев и их семей. Очень много писем как со стороны красноармейцев к родственникам и знакомым, так и из села к красноармейцам — писем о вступлении в колхоз. Например, красноармеец артполка Арутюнян в ответ на свое письмо получил от председателя колхоза сообщение, что в колхоз вступили вновь 18 единоличников.

Решения съездов усвоены неравномерно: много групп и отдельных бойцов, показавших слабое усвоение. Особенно слабо усвоен устав с/х артели.

При проверке усвоения по 1 КСД оказалось: хорошо усвоивших 56%, удовлетворительно — 35%, слабо — 9%. В числе слабых — почти исключительно молодые красноармейцы из тех, которые до армии политической учебой систематически не занимались, политически развиты плохо и потому в первый период учебы в армии вообще программы усваивали довольно туго. Второй причиной наличия слабо усвоивших является невысокое качество занятий в отдельных частях и подразделениях, в частности, в хоз- и музвзводах. Слабо усвоенные вопросы: взаимоотношения между СССР и капиталистическими странами; изменение в соотношении классовых сил и изменения в Конституции; Примерный устав с/х артели; Конституция. Неудовлетворительно поставлена наглядная агитация.

В 3 Кавказской стр. дивизии проверка производилась мной и работниками Политуправления. Обе проверенные в артполку группы признаны слабыми. Усвоение по дивизии: хорошо усвоивших 60%, удовлетворительно — 34%, слабо — 6%.

Усвояемость в Каспфлотилии по данным проверки: по решениям VII съезда Советов СССР: хорошо — 76%, удовлетворительно — 20, слабо — 4%; по решениям съезда колхозников: хорошо — 86,2%, удовлетворительно — 11,1, слабо — 2,7.

Настроения

1. Положительные

Основное в настроении красноармейцев — это подтверждение фактами политики партии и правительства, гордость успехами, достигнутыми как всей страной, так и теми колхозами и предприятиями, где боец работал до армии; демонстрация на своем личном примере роста благосостояния и культурности в стране.

Краснорученко — рабочий, б/п (1 КСД): «Нельзя и сравнивать с тем, что было раньше. У нас теперь есть все, любую машину мы производим сами».

Ерохин — колхозник, комсомолец (1 КСД): «Я теперь могу похвастаться своим колхозом: живут очень хорошо».

Оганесян, красноармеец Армянской дивизии, б/п: «До советизации вся семья моя батрачила. В этом году от колхоза получили 15 тыс. руб., кроме продуктов. Только при Советской власти мы можем вести зажиточную жизнь».

Матевосян — член ВЛКСМ, 1911 г. рождения: «Тов. Яковлев сделал такой доклад, как будто был у нас на селе».

Частноков — б/п (1 КСД): «Моя жена — ударница, получила премию: телку, 3 ягнят и грамоту. Живет хорошо».

Осетинов — рабочий, б/п: «Я своими глазами видел те заводы (Сталинградский и Челябинский тракторные) и колхозы, о которых говорилось на съездах. Съезд правильно говорит о наших достижениях и наших задачах».

Гаврош — младший командир школы связи ККА, служащий, б/п: «Когда читаешь доклад т. Молотова или Орджоникидзе, то чувствуешь радость и гордость теми достижениями, которые имеет страна под руководством партии большевиков».

Романенко — красноармеец 14 ОМСБ, колхозник, б/п: «До колхозов у нас жили плохо. Работал я много, но ничего хорошего не видел. Сейчас моя семья имеет хлеба и продуктов в 5 раз больше, чем она имела раньше. Имеет все вплоть до меда. На трудодень мы получили по 20 пуд. хлеба. Новый устав даст нам еще больше».

Эфан — красноармеец Армянской дивизии получил от матери ответное письмо: «Дорогой сынок! Новый устав с/х артели — хорошая вещь. Он нам всем очень понравился, и поэтому вступило в колхоз наших соседей 4 семейства. Наш колхоз чем дальше, тем больше улучшается. Председатель колхоза мне помогает. Недавно он помог отремонтировать дом и конюшню. Сынок! 8 марта, в день нашего праздника, за хорошую ударную работу меня наградили 25 руб. и шалью. О нас не думай. Мы живем хорошо».

2. Отрицательные

Наибольший интерес представляют настроения и высказывания красноармейцев из крестьян-единоличников. Из этой группы идут в отдельных случаях явные недовольства решениями съездов, особенно новым уставом артели, укрепляющим колхозный строй. Направление выступлений: искажение действительности, подчеркивание и выпячивание отдельных недочетов в состоянии колхозов, преуменьшение и неправильное истолкование успехов. Отдельными лицами такие установки проводятся сознательно, с целью подрыва общего подъема и энтузиазма, с которыми вся масса бойцов и командиров приняла решения съездов и стала бороться за их осуществление.

К настроениям единоличников примыкают отдельные рабочие и служащие, в недавнем прошлом ушедшие из деревни, не знающие ее действительного положения или связанные с теми элементами, которыми успех соцстроительства в деревне воспринимается как удар единоличному, частнособственническому существованию.

Чантурия, красноармеец 1 КСП, б/п, говорил на политзанятиях: «Крестьяне из ярма не вышли и сейчас».

Чуян, красноармеец 2 КСП, б/п: «На единоличников накладывают большие налоги и тем самым загоняют в колхоз».

Мчелидзе, киномеханик 6 Грузинского полка, б/п: «Если бы не было мясозаготовок, то животноводство развивалось бы быстрее».

Мазиашвили, красноармеец 5 Грузинского полка, колхозник, комсомолец: «Мучают народ заготовками. Откуда взять и сдать государство мясо, когда у меня у самого его нет?»

Купрашвили, красноармеец Отдельной зенитной пульроты, 2 ГСД, б/п: «В новом уставе говорится, что колхознику разрешается иметь землю (усадьбу), скот и т.д. Все это только на бумаге написано для того, чтобы нас, единоличников, привлечь в колхозы. А потом все равно отберут».

Адамахин, красноармеец артполка 3 КСД, б/п: «Я еще 10 лет проживу единоличником. В колхоз не пойду и по уставу с/х артели конспекта составлять не буду. Мне и единоличником жить хорошо».

Немцев, колхозник, б/п, красноармеец 10 КСП: «Советская власть одной рукой дает телок, а другой собирает мясо, на которое и уходят все эти телки. Трудно, чтобы каждый колхозник имел корову».

Черкасенко, красноармеец сап роты 3 КСД, колхозник, б/п: «По новому уставу выходит, что в первую очередь все надо отдать государству, а колхознику ничего не останется».

Ахаладзе, красноармеец 3 Грузинского полка, б/п: «В уставе говорится, что колхозник должен иметь корову, но я единоличник, и когда пойду в колхоз, корову у меня, наверное, отнимут».

Согомонян, красноармеец Армянской дивизии, колхозник, б/п: «В нашем районе колхозникам разрешается иметь для личных нужд одну корову, а я имею сейчас двух коров. Согласно нового устава, я одну корову должен продать. Это будет не повышением развития животноводства, а наоборот, понижением».

Какауридзе, красноармеец батальона связи 1 ГСД, колхозник, КСМ: «Весь доход колхоза, фактически, уйдет на покрытие разных отчислений. Что же останется колхозам?»

Качарава, красноармеец 2 Грузинского полка, колхозник, КСМ: «Хорошо сделали, что переделали политотделы. Это был такой орган, который шкуру сдирал с бедняков, а для колхозников создавал невыносимое положение».

Федорченко, красноармеец 3 КСП, б/п: «Сейчас живут хорошо только те, которые хорошо жили и раньше, т.е. кулаки. А бедняки умерли еще в 1932 г.»

Немкин и Аствацатуров из 2 батальона связи ККА, оба единоличники: «В некоторых колхозах, как и на предприятиях, сидит по 7 чел. в аппарате на каждые 5 чел. работников».

Брегвадзе, красноармеец 2 батальона связи (его брат-единоличник, имеющий 500 кустов виноградника и платящий до 500 руб. налога): «Не улучшается, а ухудшается, брата душат налогами. Грабят труд крестьянина. Достижения идут за счет пота».

Пустовалов, красноармеец 10 ж.д. полка, рабочий, б/п: «Колхозы захватили лучшие земли, а единоличникам дали песок. Хочешь не хочешь, а в колхоз иди».

Антошин, младший командир 10 железнодорожного полка: «Разрешают иметь индивидуальное хозяйство для того, чтобы через 1—2 года раскулачить».

Ганджян, красноармеец артполка 3 КСД, комсомолец: «У колхозников жизнь хорошая, им все привилегии от государства, а нам, единоличникам, ничего не помогают».

Другим характерным явлением в настроениях вокруг вопросов сельского хозяйства и нового колхозного устава является основанная на непонимании изменений в соотношении классовых сил в стране и укрепления колхозов боязнь, что усадьба и личный скот колхозника пойдут во вред колхозному строю, что в колхозе начнется расслоение и появится нового типа кулак.

Камалян, курсант батальона связи Армянской дивизии, колхозник, комсомолец: «Лозунг Бухарина «обогащайтесь» был правильный. Сейчас партия проводит в жизнь этот лозунг».

Белоруцкий, краснофлотец, б/п: «Устав столько дал в индивидуальное пользование, что наши колхозники не станут работать в колхозе: захлестнет собственное хозяйство».

Лолашвили, курсант, б/п: «Новым уставом с/х артели мы делаем уступки индивидуальному хозяйству».

Гиуркадзе, красноармеец артполка 2 ГСД, единоличник, б/п: «Если колхозник будет иметь 8 коров, 3 свиноматки и 50 баранов, как это теперь разрешено, то это будет уже не колхозник, а кулак».

Бускивадзе, красноармеец 1 Грузинского артполка, б/п: «Зажиточный колхозник, это — красный большевистский кулак».

Джафаров, красноармеец артполка Азербайджанской дивизии, рабочий, комсомолец: «Увеличение количества скота, находящегося в личном пользовании колхозников, и вообще мероприятия, поднимающие его зажиточность, есть своего рода новая экономическая политика, так как этим открывается путь для частного интереса».

Гасанов, красноармеец артполка Азербайджанской дивизии, колхозник, КСМ: «После разрешения колхозникам иметь свое личное хозяйство значительных размеров и предоставления им разных льгот среди колхозников пойдет расслоение».

Сафаров, красноармеец Азербайджанской дивизии, служащий, комсомолец: «К концу II пятилетки мы строим бесклассовое социалистическое общество, а теперь разрешаем колхозникам иметь свою собственность. Что же будем делать, если они потом не захотят отдать свою собственность?»

Среди рабочей части отдельные отрицательные выступления идут по линии зарплаты и ее реальности: зарплата недостаточна, якобы, для того, чтобы прокормиться при такой системе снабжения. В единичных случаях высказывается мнение, что причина плохого качества продукции промышленное-ти лежит в низкой заработной плате.

В связи с решениями съездов отмечены также единичные случаи проявления «ревности к колхознику», т.е. высказывание мнения о том, что партия и правительство все внимание обращают на колхозника, а рабочего забыли.

Гуреев, красноармеец 3 КСП, комсомолец: «Государство и партия сейчас больше уделяют внимания крестьянству, а рабочего забыли. Мало беспокоятся о рабочем, мала зарплата».

3. Настроения по вопросам Конституции

Отрицательных настроений, которые говорили бы хотя бы об отдельных случаях прямого недовольства решениями об изменении Конституции, таких настроений нет. Однако отмечен ряд настроений и выступлений, говорящих о том, что вследствие недостаточно глубокой и недостаточно хорошей проработки вопросов Конституции у отдельных бойцов и даже у отдельных командиров остался ряд недопонимании и недоуменных вопросов.

Богдаев, красноармеец 14 ОМСБ, рабочий, комсомолец: «Рабочие не доверяли крестьянам, а крестьяне были дураками и шли с рабочими завоевывать революцию».

Петрухненко, красноармеец, член коммуны: «Прямые и закрытые выборы — это мы уже подходим к капиталистическому парламенту».

Аствацатуров, старший врач 14 ОМСБ, б/п: «Интересные изменения советской Конституции. Закрытые выборы — это пахнет парламентом! Интересно! Тогда ведь можно любого выбрать?»

Костенко, курсант ЗПШ, КСМ: «При закрытом голосовании облегчится работа классового врага, который начнет сколачивать вокруг себя группировки».

Дорганов, курсант ЗПШ, б/п: «Не сможет ли классовый враг при закрытом голосовании протащить своих людей?»

Семенов, комзвена 121 авиаэскадрильи, крестьянин, коммунист: «Раз неравные выборы заменили равными, то руководящая роль рабочего класса в соцстроительстве снижается, и государство будет не рабочее, а рабоче-крестьянское».

Востриков, красноармеец 404 авиапарка, рабочий, комсомолец: «Какая новая демократия, когда партия составляет список и представляет массе на голосование, а та, без разбора и голосует!»

Кузенко, сверхсрочник, моторист 119 авиаэскадрильи: «Разве это расправа над кулаком, когда ему опять дают право голоса».

Николейшвили, красноармеец артполка 1 ГСД, б/п: «Я до сего времени думал, что наша советская демократия — подлинный тип демократии. Оказывается, что я ошибался».

Выводы

В целом по проработке решений съездов и по связанным с этими решениями настроениями необходимо сделать следующие выводы:

1.    Проработка развернута своевременно и в общем достаточно хорошо, притом с проявлением исключительного интереса к решениям съездов со стороны всей массы военнослужащих и при их высокой активности в работе как по усвоению решений, так и по проведению их в жизнь.

Однако эта проработка к сегодняшнему дню проведена еще не настолько глубоко и хорошо, как это требуется. Имеется еще целый ряд недопониманий по отдельным вопросам съездов.

2.    В настроениях характерным является несколько повысившаяся и несколько более открыто проявляющаяся активность недовольных и классововраждебных элементов.

В этом отношении особо показательны антиколхозные настроения некоторой части единоличников, до сих пор в колхозы не вошедших и пытающихся свое единоличное хозяйствование отстоять ссылками на плохое состояние колхозов. Это в большинстве такие единоличники, которые имели или даже сейчас имеют крупное зажиточное хозяйство.

Настроения рабочей части по своему характеру связаны с ходом конкретной практической реализации политики партии на местах: с недочетами в организации труда, зарплаты и бытового обслуживания на отдельных отстающих в этих отношениях предприятиях.

3.    Отрицательные настроения по вопросам Конституции связаны с недопониманием вопросов, вследствие недостаточно глубокой проработки, и выражают собой как бы недовольство тем, что право голоса получат те, кто раньше этого права был лишен, тем, что тайные выборы могут быть использованы враждебными элементами.

В целом решения съездов восприняты с полным одобрением, с воодушевлением и энтузиазмом в работе; они сильно подняли теоретический уровень и дали толчок к дальнейшей теоретической учебе, подняли на борьбу за новые успехи боевой и политической учебы.

Политуправление в последний период эту работу проверяло в частях Бакинского, Эриванского, Ленинаканского и Тифлисского гарнизонов. По вопросам съездов проводились специальные инструктажи. В Баку собирался партактив гарнизона.

Начальник Политуправления ККА Ярцев.