Сообщение командира Полиции безопасности и СД в Галиции в Главное управление государственной безопасности, командиру полиции безопасности и СД в Галиции Й. Витиска о деятельности бандеровской группы и УПА в районе Бережаны

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1944.05.22
Источник: 
Украинские националистические организации в годы второй мировой войны. Том 2 1944-1945 Москва. РОССПЭН 2012 Стр. 224-226
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 100. Оп. 11. Д. 14. Л. 121-123. Копия; ЦДАВО Украiни. Ф. 4628. Oп. 1. Спр. 10. Арк. 306—312. Подлинник

г. Бережаны    

22 мая 1944 г.

Перевод с немецкого языка

Служебная инстанция Тарнополь

Тайная государственная полиция

(гестапо)

1 УА4 а

Дописано от руки: Главному управлению государственной безопасности командующему полиции безопасности, начальнику СС и полиции.

Командиру полиции безопасности и СД в Галиции ц.Гд.ф. СС-оберштурм-фюреру др. ВИТИСКА - Львов

Содержание: Деятельность бандеровской группы и УПА в районе Бережаны. Дело: Текущие донесения.

Приложение: 1

За отчетный период в местном служебном округе имеет место заметное успокоение. Не имели места нападения на рейхедойче, а также прекратились убийства поляков. Как сообщалось в местном отчете от 16 мая 1944 г. УПА издала распоряжение о прекращении нападений на рейхедойче. Это указание, по-видимому, проводится теперь в жизнь. Также доставка рабочей силы для дорожных и окопных работ проходит без трений.

Все еще имеются жалобы местного населения на то, что военнослужащие приходят в села производить самовольные реквизиции, но отдельными местными комендатурами предприняты меры для прекращения этих нападений. Бросается в глаза тот факт, что в отношении украинского населения к рейх-сдойчам произошло большое изменение. В то время, как несколько месяцев тому назад в селах можно было заметить категорическое враждебное отношение украинцев к немцам, то теперь немецкие команды приветствуются даже часто немецким приветствием. Нужно ли эту перемену объяснить тем, что приближается большевистская опасность или тем, что бандеровская группа и УПА провели пропагандистскую работу — этого до сих пор мы не можем сказать. Местным сотрудникам СД неоднократно было высказано мнение рассудительных украинцев, что очень желательно было бы, чтобы было заключено соглашение между УПА и немцами. Так, секретарь волости Вежбов Бережанского района (П 355) намекнул, чтобы мы попытались сделать все, чтобы достигнуть соглашения с УПА. Работающий крестьянин и в первую очередь управление волости, якобы, больше всего должны были страдать, когда УПА совершала нападения на села. В то время как еще недавно каждый крестьянин в разговорах с сотрудниками местной служебной инстанции старался не упоминать слово «УПА», или, в крайнем случае, сделать вид, якобы, он вообще об этом ничего не знает, то теперь каждый охотно затрагивает эту тему. Один украинец по этому поводу высказался следующим образом: членов УПА можно классифицировать:

1.    Идеалисты.

2.    Попутчики.

3.    Асоциальные элементы, которые под прикрытием УПА думают о своей личной выгоде.

Последние главным образом виновны в том, что рассудительные украинцы относятся к УПА с боязнью, а не с одобрением. Если УПА имеет даже свою юрисдикцию и очень строгие наказания, то эти переговоры для общественности остаются неизвестными и создается впечатление, что эти нападения одобряются «Проводом».

За последнее время наблюдается, что УПА все больше оттягивает своих людей из данного служебного округа и концентрирует их в Карпатах. Леса, которые до сих пор были известны как местопребывание УПА, теперь совершенно пусты. Как установлено, по наблюдению некоторых секретных осведомителей, в лесу возле Тростянец Бережанского района (П 381) находятся еще лишь мелкие отряды УПА. Вероятно УПА все больше очищает местную область по той причине, что в настоящее время в лесах размещаются армейские части, которые мешают им свободно развернуться.

Сборная деятельность УПА в местном служебном округе не ослабла. Но как теперь стало известно, эти сборы проводятся не только украинцами, но также и поляки накладывают налоги, собирающиеся под страхом наказания.

В с. Пановице, района Подгайцы (П 408), состоящем исключительно из поляков, польский староста получил в середине марта 1944 г. от УПА записку, в которой ему было предложено передать УПА следующее: 10 костюмов, 4 пары сапог, 20 кг муки, 10 л водки, 10 кг табаку и 10 кг сахару. Требуемые предметы должны были быть доставлены в течение трех дней, а именно в 20 час., в определенное место в саду, расположенном в стороне от деревни. В случае непроведения сбора и не пунктуальной сдачи, село должно ожидать плохих последствий. Ни в коем случае не распространяться за пределами села о сборе. Эта записка повлияла на сельского старосту, который своевременно провел сборы и предметы, которые требовало УПА, положил в указанное место, откуда они были ночью забраны.

Около двух недель тому назад подобную записку получил один польский авторитетный человек из Пановицы. От него требовали произвести сбор и сдать следующие вещи: 200 кг муки, 50 кг сала, 10 литров водки, 3 кожаные сумки, 2 ручных чемодана, 0,5 кг голубой и 0,5 кг желтой краски, 30 пачек папиросной бумаги, 10 кг табаку, 10 кг сахару, 30 камней для зажигалок, 10 кусков мыла, 4 полотенца, 10 тюбиков зубной пасты и 10 коробок обувной мази. Указанные предметы должны были быть полностью доставлены в течение трех дней в 20 час., в определенное место в лесу, откуда будут забраны.

В записке было указано, что поляки, мол, все делают для немцев, следовательно, могут участвовать в сборе для УПА. Затем следовала угроза для села в случае невыполнения этих требований. Но лицо, которому была адресована эта записка, не испугалось угроз УПА, требований не выполнило и УПА больше к нему не обращалось.

Как дальше сообщается различными секретными осведомителями и авторитетными лицами, в лесах возле Пановице, якобы, шатаются отдельные, отбившиеся от своих частей, советские солдаты, но они очень боятся УПА. Часто слышны в лесах выстрелы, которые, очевидно, являются результатом стычек между УПА и отдельными советскими солдатами.

Как сообщает другой секретный осведомитель, в лесу южнее Яблоновки района Подгайцы, находится около 350 чел. солдат советской армии. Вначале их было около 500 чел. В постоянных стычках с УПА они уже потеряли 150 чел. Количество членов УПА в этих лесах насчитывается до 200 чел. По заявлению весьма авторитетного лица, эти стычки пока прекратились, так как в этот лес прибыло много немецкого войска и лес патрулируется. Но находящиеся там члены УПА поставили себе задачей уничтожить этих советских солдат.

Как только теперь здесь стало известно, тягач поста жандармерии в Бучаче был полностью ограблен УПА. Тягач находился 10 мая 1944 г. в Рыхнице, Дрогобычского округа. Водителем тягача был жандармейстер Кислих. Когда он 10 мая 1944 г. поздно вечером находился в своей квартире, ему постучали в дверь. Кислих открыл и увидел трех мужчин. Один из них был одет в форму старшего лейтенанта полиции, другой — в форму полиции безопасности, а третий в форму украинской полиции. Под угрозой оружия Кислиху заявили, что он захвачен в плен, но ему нечего бояться, так как с ним ничего не случится. Затем был увезен тягач, а он сам был приведен окольным путем в один дом, где был допрошен. Ему был задан вопрос не желает ли он перейти в УПА. Так как он это отклонил, то позже он был отпущен. Это дело находится у командира полиции порядка во Львове. Видимо, УПА необходимо достать инструкторов для своих частей.

Расположенная в этом служебном округе первая танковая армия старается наладить контакт с УПА. Она хочет использовать УПА для борьбы против советских парашютистов и агентов и за это готова разрешить ей организоваться и иметь оружие.

Соответствующее примечание к делу прилагаю с просьбой принять к сведению и дать указания.

СС-гауптштурмфюрер    

КРЮГЕР