Обзор боев частей УПА-Запад на Станиславщине в апреле 1944 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1944.04.24
Источник: 
Украинские националистические организации в годы второй мировой войны. Том 2 1944-1945 Москва. РОССПЭН 2012 Стр. 185-186
Архив: 
ГДА СБ Украiни. Ф. 13. Спр. 376. Т. 66. Арк. 94—95. Копия. Перевод с украинского языка

24 апреля 1944 г.

Станиславщина

Бои УПА-Запад

Героические акции самообороны УПА-Запад

Как я уже упоминал в предыдущих записках, после отступления большевицкого фронта к немецким тылам, на лесистых территориях остались крупные объединения регулярных частей КА, перешедших к партизанской тактике ведения боевых действий.

Самые мощные объединения большевицких войск прорвались в «Черный Лес», где расквартированы части Резуна «ВОП» и ведут там непрерывные бои. Впервые наши подразделения были атакованы передовыми отрядами противника 24 апреля в вечернее время. В результате часового боя концентрическим массированным огнём противник был отброшен при 32 потерях убитыми с его стороны - и 2 тяжелораненых с нашей.

23 апреля враг атаковал с флангов место нашего постоя. Многократный перевес противника в людях, амуниции и вооружении вынудил наши части оставить место нашей дислокации. Основная причина нашего отступления — недостаток амуниционных ресурсов. 24 апреля весь день вражеские части патрулировали лес и расположенные в лесистой местности: Завий, Грабивку, Яворивку, Репянку. Вечером того же дня вражеская часть в количестве 30 человек пехотинцев и 20 минометчиков напала на село Завий. Под открытым огнем с одного орудия враг был вынужден отступить на выгодные позиции в лесу. 25 апреля в вечернее время враг возобновил свое наступление на село при подкреплении новыми силами. Заняв боевые позиции, наша мобилизованная на скорую руку чота приняла бой, который длился около полутора часов. Машинный огонь противника из ППД все время давал ему преимущество. Итог - с нашей стороны 4 убитых и 3 тяжелораненых. Потери противника несоизмеримо больше, но там всех убитых и раненых под огневым прикрытием стащили в лес.

25 апреля 3 сотни ВОП (Резуна) после укомплектования людьми и амуницией были размещены вдоль огражденного участка. Днем враг не появлялся: встречные бои и перестрелки велись в лесу.

27    апреля около сотни диверсантов напало в полдень на село Грабивку. Шквальным огнем сотня Резуна отбросила противника в лес при потере с его стороны около 20 убитыми и столько же ранеными.

28    апреля день прошел спокойно. Враг, получив ночью десантное пополнение людьми и боеприпасами, приготовился к удару. На лесных «шнапсах» заводили перестрелку наши патрули, обойдясь без потерь. 24-го, в 5.30, густыми колоннами напали вражеские банды с трех сторон леса на село Грабивку, прокладывая дорогу шквальным машинным огнем. Одна наша часть, находившаяся на заставе, сразу же дала отпор. Контрудара она из-за малочисленности человеческих резервов не выдержала. Враг атаковал со всех сторон, используя оружие разного типа. На протяжении часа, к месту, куда обрушился страшный ураганный огонь, прибыли на помощь две сотни, которые были расположены дальше. Бой превратился в настоящее фронтовое побоище. Отзывались минометы и малокалиберные противотанковые гранаты. Ту часть села, где действовала наша оборона, враг поливал гранатами. Итог — 14 наших хозяйств сожжено. В огне погибли 2 наших стрелка, которые были тяжело ранены и не смогли спастись. Враг наступал упрямо, не щадя ни людей, ни амуниции. Бой длился 5,5 часов. Во время боя красные вывели из села 23 человека стариков и молодых мужчин и, раздев их донага, расстреляло поблизости от кладбища. Среди расстрелянных пропал местный священник о. Скрутень и о. Микитюк из Станиславова. Двое наших стрелков, исчерпав все запасы амуниции, подорвали себя гранатами, чтоб не сдаться красным. Пришлось и мне быть участником того исторического сражения. С огромной признательностью должен высказаться о боевом задании и героическом поведении наших старшин и стрелков. Сотник Резун под градом пуль, легко раненный в грудь, успешно ликвидировал целый рой атакующих диверсантов. Стрелок Швейк — пулеметчик, потеряв часть левой ноги и 4 пальца на руке, до последнего выстрела бил врага из укрытия. Трудно описать все эти моменты невероятной ценности. Может, я напишу более подробный репортаж по итогам боя. Очевидно, что сейчас, по итогам того неравного боя, я хотел бы заметить, какую ценную базу, какое хранилище мы вынуждены были на некоторое время предоставить в распоряжение противника. Не связан с нашими небольшими силами в людях и материалах и второй решающий момент — недостаток амуниции и соответствующего тяжелого оружия. Его можно было получить, если бы местный кабинетный командир УПА не всегда руководствовался идеей о том, «где согласие в семействе». Все это и вызвало настоящие последствия.

Большевиков в Черном Лесу немного. По нашим подсчетам, около 500 автоматчиков. У них свой лагерь около села Невочаны в лесу. Упомянутая местность в целом коммунистическая. Ещё летом 1943 г. устраивали там триумфальную встречу Ковпаку. Сейчас тамошние коммунары помогают красным бандам уничтожать наш актив и село. Я поручил Резуну сжечь целое село и расстрелять подозрительный элемент. В бою уничтожено 35 красных и дважды столько раненых.

24 IV 1944.