Из выступления секретаря Азово-Черноморского крайкома ВКП(б) Б. П. Шеболдаева. 2 июля 1934 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1934.07.02
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 4. 1934 - 1936. Москва РОССПЭН Стр. 178-181
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 165. Д. 145. Л. 97—105. Неправленая стенограмма

№ 63

Количество колхозных хозяйств по краю в прошлом году на июнь мес. — 590 тыс., в этом году 588 тыс., т.е. на 2 тыс. меньше. Единоличные хозяйства сократились еще в большем размере, значительно в большем размере, причем тут есть не только уход в города и совхозы, а есть и укрупнение хозяйств. Под влиянием налога мясного ряд хозяйств пытается объединиться для того, чтобы уклониться от мясоналога. Это весной перед севом у нас в ряде МТС в отдельных колхозах были заявления о нежелании работать и о желании уйти из колхоза. Небольшой процент, десятки людей в станице, но все-таки это характеризует настроения некоторой части колхозников в худших колхозах, как правило, которые пытаются уйти из колхоза. Причем основные жалобы — это тяжелое материальное положение, хлеба мало, денег мало, топки не дали зимой, затем еще какие-нибудь обиды, часто вполне правильные, сказываются обиды в отношении безобразного руководства в колхозе, что такое положение надоело, работать в колхозе больше не хочу. Эти настроения быстро рассосали, и иногда неплохие колхозники оставались в колхозах, работают и сейчас. Но признак таких настроений имеется, причем, когда спрашиваешь их: «Вот уйдешь из колхоза, как дальше думаешь?» Говорят: «В город или в совхоз» (предлог нашли — совхоз), а в большинстве рассчитывают на единоличные хозяйства.

Нам пришлось натолкнуться на факт, когда один из колхозников занимался тем, что чинил ярмо, которое достал у единоличника, и вместе с единоличником супрягой пахал. Так что еще единоличник соблазняет менее устойчивую часть колхозников. Это еще и потому, что единоличник стал лучше жить, и сравнение у самого колхозника получается не в пользу колхозника.

Многие товарищи указывают только на материальные условия и т.д. Это ведь связано и с тем, что колхозник связан во всех своих действиях колхозной дисциплиной, отсутствием тягла и всем тем укладом, который существует в колхозе, а единоличник может спокойным образом спекулировать, даже просто перекупать или, если имеет лошадь, так перевозя продукты других единоличников, может прекрасно жить. Затем, на своем сравнительно небольшом посеве, особенно овощей, он может получить 3 — 4 — 5 тыс. руб. совершенно свободно, спекулируя на рынке. Все это создает такие условия, что колхозник работает гораздо больше. Один из начальников политотдела прислал мне специальную фотографию, которая рисует, как единоличники гуляют в праздник на селе парочками и группами с гармошкой, а колхозники работают в поле. И действительно, колхозник круглый год — лето, осень и весну — работает в поле, а единоличник в станице. Он пол га свои обработал, продал и живет себе сравнительно неплохо. Это первое.

Второе то, что он имеет ряд способов и использует всякие незаконные возможности для увеличения своего хозяйства. Во-первых, аренда, которая процветает и со стороны совхозов, и предприятий, особенно сельсоветов, и даже колхозов. Есть даже субаренда, когда снимают, а потом сдают. Это в отдельных станицах проделывают десятки единоличников. Затем наемный труд есть даже у единоличников, т.е. не только колхозники нанимают единоличников для работы, но есть случаи, когда единоличники нанимают колхозников и платят им. Имеются самозахваты, о которых говорил Евдокимов, воровство. Единоличники в громадном количестве являются кадрами, поставляющими воришек, которые воруют с колхозного поля.

Мы натолкнулись на такой факт в ст. Анастасьевской Славянского района: единоличник Гаркуша и у него два брата. Так он имеет двух лошадей, двух коров, телку, овец и другую живность. Его брат в таком же положении, и его второй брат тоже. В этой Анастасьевской станице мы насчитали 30 таких хозяйств, которые не являются просто единоличными хозяйствами, а являются зажиточными и даже переходящими в кулацкие. Конечно, когда мы их ловим, мы их прижимаем.

Сталин. Как вы прижимаете?

Шеболдаев. Таким образом, что если ловим за аренду, мы судим и засуживаем. За наемный труд делаем то же самое. Но путей у единоличника, по которым он изворачивается и вновь становится на ноги, очень много. В целом количество единоличных хозяйств сокращается, количество лошадей у единоличников сокращается, сокращаются посевы, если взять в целом по краю. Но то, что закрепилось, то развивается и является для колхозников примером другого пути, который дает благосостояние не худшее на данный день, а иногда даже лучше, а работать легче, свободнее и вольготнее.

У нас всего 82% в колхозах, но в ряде районов единоличников довольно много. Это главным образом восточные районы: Сальский, Ремонтные районы, Зимовники1*, где огромные просторы, где единоличника трудно поймать и учесть землю, которую он пашет. Сюда относятся табачные и овощные районы по Черноморскому побережью, скажем, Северский район, где мы вскрыли (мы этими районами, не являющимися по зерну решающими, мало занимались), что единоличник стал большой силой.

О сельсоветах здесь спрашивалось. Мы вскрыли, что группы сельсоветов в руках единоличников, и они там хозяйничают. В сельсоветах еще сидят наши люди — председатель и т.д., а по группам члены сельсоветов — там сплошь и рядом одни единоличники.

Калинин. У вас же направление было — сельсоветы должны заниматься единоличником. Что же вы хотите?

Шеболдаев. Это верно, по хлебосдаче приходится председателю сельсовета заниматься.

Теперь о налоге, о зернопоставках. Получается такое положение. По закону в соответствии с планом он сдает на 10 — 15% больше59, чем сдает колхозник. Но какой мы ему даем план? Мы не можем ему давать большой план, потому что это явилось бы поощрением единоличного хозяйства. Скажем, мы не можем дать ему 5 га, когда в прошлом у него было 1,5 га, и мы даем ему столько, сколько было прежде — 1,5 га.

Сталин. А он захватывает.

Шеболдаев. Он захватывает и расширяет, а налог платит с 1,5 га. И получается, что он оказывается в более привилегированном положении, чем колхозник,

Молотов. Это безобразие.

Шеболдаев. Конечно, это безобразие. Нужно давать планы и столько же земли давать.

Чубарь. У него нет землепользования.

Шеболдаев. Землепользование у него есть, но единоличнику землепользование надо ограничить.

Варейкис. У него не от земли основной доход, а от других приработков, в том числе от базарной спекуляции.

Шеболдаев. Теперь насчет приусадебных посевов. Цифры известны. У нас они, эти приусадебные посевы, не меньше, чем на Северном Кавказе, особенно в Северной обл. и на Кубани. Дело заключается в том, чтобы их ограничить от четверти до пол га на хозяйство, может быть, единоличнику дать несколько меньше, чем колхознику.

Сталин. Обязательно.

Шеболдаев. Второе, я думаю, что мы не можем приусадебные посевы колхозников оставить вне влияния колхоза. Нужно урегулировать, на какой срок отпускает колхоз членов семьи колхозника для работы на приусадебном участке. Может быть, нужно пахать приусадебную землю колхозников, чтобы эти участки постепенно сливались с землей колхоза. Мы этим крепко закрепим колхозников в колхозе, и приусадебное хозяйство не будет его отвлекать.

Варейкис. Мы это уже делаем.

Шеболдаев. Насчет материального положения колхозов и колхозников. У нас за последние два года материальный уровень в результате распределения доходов колхоза повысился очень незначительно. Если взять цифры по трудодням в среднем, хотя это конечно не дает настоящей картины, то получается следующее: в 1931 г. на трудодень было выдано 2,3 кг, в 1932 г. — 1,3 и в 1933 г. около 3 кг. По отдельным районам выдача разная, это очень пестрая картина. Опыт показывает, что там, где колхозники получают меньше 2 кг на трудодень, там положение в колхозе очень тяжелое, и дело с работой идет очень плохо. Я думаю, кроме того, чтобы поднять натуральную и денежную часть, идущую в распределение между колхозниками — это очень важное дело — нам надо было бы подумать о том, чтобы авансировать колхозников в процессе работы не только хлебом, как мы это делаем, но и деньгами.

Тов. Сталин, насчет авансирования колхозников деньгами в процессе работы года? Раз или два ему выдать, может быть, один раз весной, другой во время уборочной кампании, потому что положение такое, что колхозник в течение всего года денег никаких не получает.

Варейкис. Из каких доходов?

Шеболдаев. Деньги все равно ему дают, но дают в конце года, и дают так, что все из этого дохода сплошь и рядом забирают обратно. Я думаю, что об этом нужно подумать.

Сталин. Государство кредитует, а колхозы в виде аванса дают эти деньги, а потом возвращают государству? Так что ли?

Шеболдаев. Не совсем так. Ведь круглый год у колхозов имеется доход, сами колхозы должны это делать.

Калинин. У кого деньги есть, там дают.

Шеболдаев. Пока не дают.

Калинин. У вас не дают? Это неправильно. Во всех других областях дают...2*

1* Имеется в виду Ремонтинский и Зимовниковский районы Азово-Черноморского 1фая.

2* Опущена часть выступления о крестьянском мукомолье и об аренде.

59    3 августа 1934 г. СНК СССР принял постановление «Об изменении порядка привлечения единоличных хозяйств к обязательным поставкам зерна государству», которое предусматривало нормы сдачи зерна единоличниками по фактически произведенным посевам зерновых культур на 50% выше норм, установленных для колхозов, не обслуживаемых МТС (ранее существовали нормы сдачи на 5 — 10% выше). Также в постановлении изменялось существовавшее положение, когда сверхплановые посевы зерновых культур единоличников не привлекались к обязательной поставке зерна государству (см. прим. № 42), такие посевы стали привлекаться в половинном размере против общеустановленных норм (СЗ СССР. 1934. № 40. Ст. 321).