Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в НКИД СССР, из Брюсселя. 13 ноября 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Датировка: 
1937.11.13
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 606-607.

Немедленно

13 ноября 1937 г.

Проект декларации, предложенный конференции от имени трех держав[1], сводится к следующим основным положениям:

1. Вопреки утверждению Японии, что ее конфликт с Китаем не подпадает под действие Вашингтонского договора и не требует коллективного обсуждения, конференция констатирует, что конфликт затрагивает не только юридические, но и материальные интересы всех стран и угрожает всеобщему миру.

2. Ссылка Японии на то, что она вынуждена прибегнуть к войне, дабы заставить Китай изменить его политику, отводится указанием конференции на недопустимость насильственного вмешательства во внутренние дела других стран.

3. Требование Японии предоставить ей право самой сговориться с Китаем отклоняется конференцией, высказывающей убеждение, что такие двусторонние переговоры не могут привести к справедливому и прочному миру.

4. Конференция в заключение заявляет, что государства, пославшие в Брюссель своих делегатов, должны определить свою согласованную позицию в отношении Японии, отклоняющей от себя договорные обязательства. При этом выражается надежда, что Япония не будет настаивать на своем решении.

При обсуждении этой декларации английские доминионы, Голландия, Мексика и Боливия весьма активно ее поддерживали. Португалец занял более или менее благожелательную позицию, скандинавы нерешительно ссылались на необходимость получения инструкций своих правительств. Итальянец, принципиально возражавший, оказался совершенно изолированным. Наши поправки, предварительно переданные Дельбосу, были проведены за нас другой делегацией.

Окончательное принятие декларации назначено на понедельник, 4 часа. К этому времени делегация должны получить указания своих правительств. Я полагаю, что мы можем голосовать за декларацию. Срочите указания.

Потемкин


[1] Информируя в другой телеграмме из Брюсселя от 13 ноября 1937 г. о ходе заседания, на котором США, Англия и Франция внесли данный проект декларации, «составленный при руководящем участия Дэвиса», В. П. Потемкин констатировал: «Разумеется, до настоящего противодействия Японии еще очень далеко. Между прочим, в выступлениях Идена и Дельбоса было отмечено, что осуждение насильственных нарушений договоров не означает, что исключается пересмотр их в порядке миролюбивых соглашений. Здесь содержится явный посул по адресу Японии».

14 ноября народный комиссар иностранных дел СССР сообщил делегации: «За декларацию можете голосовать». На следующий день Потемкин, доложив о принятии декларации «при воздержании трех скандинавов и против одного голоса итальянца», отметил в телеграмме: «На очереди вопрос о материальной помощи Китаю и экономических санкциях против Японии. Французы заявляют, что готовы на то и другое, если заодно с ними будут Англия и Америка. Англичане кивают на Америку, и все сходятся в том, что последняя ограничивается платоническими решениями. Общее внимание устремлено на вашингтонский конгресс, на который здешние оптимисты возлагают явно преувеличенные ожидания».

16 ноября состоялась беседа Потемкина с главой американской делегации Н. Дэвисом, во время которой последний, как видно из телеграммы Потемкина в НКИД СССР от того же числа, сказал о конференции и позиции США следующее: «Первой фазе конференции, имевшей задачу мирного посредничества между Японией и Китаем, приходит конец. В конце этой недели состоится совещание между руководящими делегациями для выработки «более твердой» декларации, которую предполагается провести на конференции 22-го. После этого, вероятно, работа конференции будет прервана примерно на месяц, в течение которого должно «созревать международное общественное мнение» и между заинтересованными правительствами будет согласовываться серия дальнейших действий, дающих содержание «второй фазе». Дэвис определяет эти мероприятия как «косвенное давление» на Японию. Завершением может быть финансовый бойкот Японии.

Что же касается экономических санкций, в частности запрещения снабжения Японии нефтепродуктами, то, по его мнению, эти методы требуют абсолютной солидарности между странами-доставщиками, в противном случае повторится то, что скомпрометировало Лигу наций в итало-абиссинском деле. Между прочим, уже сейчас Голландия явно не согласится прекратить снабжение Японии нефтью, если великие державы не дадут обязательство обеспечить защиту голландских интересов от японцев. Со стороны США применить экономические санкции возможно лишь при условии специального постановления о приостановке действия закона о нейтралитете.

Если намечающиеся меры не образумят Японию и она решится на насильственное сопротивление им, то воздействие на Японию перейдет в «третью фазу». Об этом Дэвис говорил глухо, усиленно подчеркивая, однако, нежелание США втягиваться в войну.

Говоря о позиции Англии и Франции, он указал, что французы не хотят разрешить провоз военных грузов Китаю через Индокитай, ибо явно преувеличивают опасность японских репрессалий. Что касается Англии, то на этот раз Дэвис говорил о ней весьма благожелательно. Он ясно давал понять, что англо-американский контакт все упрочивается, причем доказывал, что англо-японские переговоры весной этого года начаты были по настоянию японцев, что при ведении переговоров Англия учитывала интересы Китая и США, что в настоящий момент, пробуя договориться с Германией и Италией, она вовсе не намерена сделать это за счет Чехословакии, Австрии или СССР. Дэвис пробовал даже доказать нам, что Англия заинтересована в «дружественном» контакте с нами не только на Дальнем Востоке, но и в Европе». «Общее впечатление таково, — писал в заключение Потемкин, — что сам Дэвис смущен мизерностью наличных результатов конференции и в особенности неопределенностью дальнейшей перспективы».

В свою очередь временный поверенный в делах СССР в Китае в телеграмме в НКИД СССР от 19 ноября передал следующую информацию, сообщенную ему министром иностранных дел Китая Ван Чун-хоем: «Вчера Веллингтон Ку имел беседу с Дэвисом. Ку указал, что нет необходимости принимать еще резолюции и что настало время принять более эффективные меры. Ку, ссылаясь на последний параграф принятой в Брюсселе резолюции, предложил, чтобы Америка и Англия снабжали Китай боеприпасами а, кроме того, устроили бы демонстрацию своих флотов на Дальнем Востоке. Дэвис согласился, что принимать резолюции бесполезно, и передает предложение Ку на рассмотрение в Вашингтон. Со своей стороны Дэвис считает, что снабжение боеприпасами может быть эффективнее произведено из СССР и что наиболее эффективную демонстрацию может сделать СССР, как держава более могущественная и в силу своего географического положения».

В связи с подготовкой новой резолюции, о которой Дэвис говорил Потемкину, советской делегации на Брюссельской конференции 20 ноября было дано утвержденное инстанцией указание добиваться, «чтобы декларация или резолюция рекомендовала членам конференции оказывать Китаю всевозможную максимальную помощь как индивидуально, так и коллективно».