Заявление Представителя СССР в Комитете по невмешательству И. М. Майского на заседании подкомитета при Председателе Комитета. 19 октября 1937 г.

Реквизиты
Датировка: 
1937.10.19
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 552-554.

19 октября 1937 г.

В своей ноте от 29 сентября я имел честь указать, что, по убеждению Советского Правительства, так называемая политика невмешательства, проводимая через Лондонский комитет, ни в какой мере не достигла своей цели, а именно: не только не предотвратила самого активного вмешательства некоторых государств в испанские дела, но, наоборот, создала ширму, под прикрытием которой мятежные генералы получали за время существования Комитета в постоянно возрастающем количестве подкрепления людьми, самолетами и амуницией. Лондонский комитет не мог помешать тому, что целые сражения с занятием значительной территории и крупных городов проводились почти исключительно иностранными войсками, сражающимися на стороне Франко. Весь мир убежден теперь, что Лондонскому комитету не удалось принять мер, которые ограничивали бы вмешательство в испанские дела, поскольку это касалось помощи генералу Франко, но что эти же меры создали действительное ограничение лишь для снабжения законного испанского правительства. Да иначе и не могло быть при явном нежелании членов Лондонского комитета, помогающих Франко, соблюдать принятые на себя обязательства и при отсутствии какого-либо эффективного контроля. Об отсутствии такого эффективного контроля свидетельствует, между прочим, и принятое французским и английским правительствами и проведенное ими в жизнь решение о снятии морского патруля, как не достигшего своей цели.

Предложения, ныне внесенные французским правительством, по существу сводятся к проведению той же политики так называемого невмешательства, не создавая никакой гарантии ее большей успешности в дальнейшем и не предусматривая никакого эффективного контроля по выполнению обязательства.

Принятие этих предложений создаст, однако, возможность дальнейшей бесконечной дискуссии в Комитете, под прикрытием которой будет продолжаться снабжение мятежников оружием и людьми. Я уполномочен своим Правительством заявить, что оно очень сожалеет, что ввиду этого не может принять на себя ни в малейшей доле ответственность за такую политику, которая уже в достаточной мере доказала свою несостоятельность и в то же время вредно и несправедливо отражается на интересах испанского народа и его законного правительства. Если французское, английское и другие правительства считают нужным продолжать эту политику и сколько-нибудь верят еще в возможность ее успешности, Советское Правительство не намерено создавать им в этом затруднения. Однако оно снимает с себя всякую ответственность за нее.

В соответствии с этим Советское Правительство повторяет свое прежнее согласие по вопросу об эвакуации в кратчайший срок всех неиспанских элементов, участвующих в военных операциях.

Предложение, заключающееся во втором пункте французского плана, представляется ему неясным и недостаточным, но оно согласно на обсуждение вопроса о правах воюющих сторон после окончательной эвакуации всех неиспанских элементов, принимающих участие в военных операциях.

Советское Правительство будет приветствовать немедленную эвакуацию значительного количества неиспанцев с обеих сторон в пропорции, соответствующей действительному соотношению неиспанцев с обеих сторон.

Оно будет приветствовать всякое повторное обязательство о немедленной приостановке отправки не только волонтеров и авиационного материала, но и всех вообще военных материалов.

Что касается усиления контроля, то Советское Правительство считает это полезным лишь при условии возобновления и укрепления морского патруля вдоль испанского побережья, без чего теряют всякий смысл система наблюдателей на судах и сохранение контроля лишь на сухопутных границах.

Советское Правительство считает нужным при этом вновь подтвердить, что оно стоит на точке зрения полного к абсолютного невмешательства иностранных государств в испанские дела и готово всячески содействовать такой политике, которая в конечном счете действительно привела бы к такому невмешательству. Оно при этом напоминает о резолюции по испанскому вопросу, принятой Шестой комиссией Лиги наций[1], каковая резолюция, хотя и не считается формально принятой Ассамблеей, все же налагает известное моральное обязательство на государства, которые участвовали в ее выработке и за нее голосовали.

Опубл. в газ. «Известия»

№ 246 (6408), 21 октября 1937 г.


[1] См. газ. «Известия», 2 октября 1937 г.