Нота Временного Поверенного в Делах СССР в Афганистане Министру Иностранных Дел Афганистана Файзу Мухаммед-хану. 19 октября 1937 г.

Реквизиты
Датировка: 
1937.10.19
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 554.

19 октября 1937 г. 821

Господин Министр,

В дополнение к личным переговорам, которые я имел 13 октября с. г. с Вашим Превосходительством, а также в дополнение к моему письму от 23 сентября за № 770 настоящим имею честь обратить Ваше внимание на новые случаи нарушения советской границы немецкими самолетами из Кабула. Так, 21 сентября с. г. в 8 часов трехмоторный немецкий самолет пролетел над линией границы на высоте 3000 м от Ишкашима в сторону Лангара, в тот же день в 14 часов самолет пролетел по этой линии в обратном направлении. По той же линии, туда и обратно, немецкий трехмоторный самолет пролетел 23 сентября в 10 и 12 часов. Наконец, 27 сентября немецкий трехмоторный самолет, летевший со стороны Западного Китая, нарушил советскую границу в районе Тахтамыша (против Ташкургана), откуда направился в сторону афганского Вахана. В тот же день трехмоторный самолет, возвращаясь со стороны Западного Китая, пролетел над советской территорией в 3 км западнее советского пункта Кизил-Рабат.

Заявляя по этому доводу протест, я снова прошу Ваше Превосходительство принять решительные меры для расследования и предотвращения означенных нарушений в будущем.

О последующем имею честь просить поставить меня в известность[1].

Примите уверения в моем совершенном уважении.

Временный Поверенный в Делах СССР

в Афганистане

С. Сычев


[1] В личной ноте от 23 сентября 1937 г. на имя министра иностранных дел Афганистана С.И. Сычев обращал внимание «на факты полетов из Кабула немецких трехмоторных самолетов к советской границе и нарушения [ими] границы в районе Ишкашима 14, 15 и 16 сентября 1937 г.».

Как видно из телеграммы полпредства в НКИД СССР от 17 ноября, Файз Мухаммед-хан в ответ на эти обращения утверждал в беседе, что «афганские пограничные власти не подтвердили в это время нарушений» и что «МИД получил от германского правительства твердые и документальные заверения, что самолеты никогда не нарушат воздушного пространства соседей Афганистана». Несмотря на это заявление, подобные нарушения воздушного пространства СССР имели место и в дальнейшем.